Закон о коррупции 2022 понятным языком

При выявлении «явного превышения стоимости» (превышение, составляющее не менее 25 процентов от доходов, полученных из законных источников) имущества, принадлежащего должностным лицам и их родственникам, а также их расходов за период, когда они занимали свои должности (но не более чем за 10 лет), над их доходами, полученными из законных источников, то по иску прокурора возможно безвозмездное изъятие, а по решению суда — взыскание в доход государства такого имущества.

31 июля Александр Лукашенко потребовал подготовить единый законопроект о борьбе с коррупцией с учетом нововведений и вынести его на рассмотрение общественности. 12 августа началось общественное обсуждение нового проекта закона, который практически повторяет старую редакцию, но с несколькими важными дополнениями.

Кто не сможет стать чиновником

Как и грозился президент, с практикой «пересаживания с кресла на кресло» будет покончено: «Пришел, отработал честно и добросовестно — получай все, что ты заслужил. Виноват — ну что ж, не работаешь, плохо работаешь — иди работай по специальности, но руководителем больше не будешь и никуда тебя никто не пристроит».

Нужно особо отметить, что коррупционное преступление обязательно связано с деятельностью в качестве должностного лица государства. Т.е. продажа яблок из собственного сада не содержит в себе коррупции, а продажа решения – содержит.

Что такое коррупция? Кто такие коррупционеры?

При обнаружении у государственного служащего имущества или расходов явно (не менее чем на 25%) превышающих сумму его доходов за период нахождения в должности такое имущество может быть конфисковано и обращено в доход государства без проведения дополнительного расследования и доказательств вины должностного лица в каких-либо правонарушениях.

Меры по борьбе с коррупцией

Значительная часть Закона посвящена контролю за имущественным положением должностных лиц. Это декларации доходов, оценка расходов и др. Способом удержать представителей государства в рамках закона становятся более строгие и тщательные проверки имущества принадлежащего им и их близким.

  • заниматься предпринимательской деятельностью лично либо через иных лиц, оказывать содействие супругу (супруге), близким родственникам или свойственникам в осуществлении предпринимательской деятельности, используя служебное положение;
  • быть представителем третьих лиц по вопросам, связанным с деятельностью государственного органа, иной организации, служащим (работником) которого (которой) оно является, либо подчиненного (подчиненной) и (или) подконтрольного (подконтрольной) ему (ей) государственного органа, иной организации;
  • совершать от имени государственных организаций без согласования с государственными органами (организациями), в подчинении (ведении) которых они находятся (в состав которых они входят), сделки с юридическими лицами, собственниками имущества которых или аффилированными лицами которых в соответствии с законодательными актами о хозяйственных обществах являются его супруг (супруга), близкие родственники или свойственники, а также с индивидуальными предпринимателями, являющимися его супругом (супругой), близкими родственниками или свойственниками, а равно поручать без указанного согласования совершение таких сделок иным должностным лицам;
  • совершать от имени организаций, в уставных фондах которых 50 и более процентов долей (акций) находится в собственности государства и (или) его административно-территориальных единиц, в нарушение порядка, установленного законодательными актами о хозяйственных обществах, сделки с юридическими лицами, собственниками имущества которых или аффилированными лицами которых в соответствии с законодательными актами о хозяйственных обществах являются его супруг (супруга), близкие родственники или свойственники, а также с индивидуальными предпринимателями, являющимися его супругом (супругой), близкими родственниками или свойственниками, а равно поручать совершение таких сделок иным должностным лицам;
  • принимать участие лично или через иных лиц в управлении коммерческой организацией, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом и иными законодательными актами;
  • иметь счета в иностранных банках, за исключением случаев выполнения государственных функций в иностранных государствах и иных случаев, установленных законодательными актами;
  • выполнять имеющие отношение к служебной (трудовой) деятельности указания и поручения политической партии, иного общественного объединения, членом которой (которого) оно является (за исключением депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, депутатов местных Советов депутатов), использовать служебное положение в интересах политических партий, религиозных организаций, иных юридических лиц, а также физических лиц, если это расходится с интересами государственной службы;
  • принимать имущество (подарки), за исключением сувениров, вручаемых при проведении протокольных и иных официальных мероприятий, или получать другую выгоду для себя или для третьих лиц в виде работы, услуги в связи с исполнением служебных (трудовых) обязанностей;
  • осуществлять поездки за счет физических и (или) юридических лиц, отношения с которыми входят в вопросы его служебной (трудовой) деятельности, за исключением следующих поездок: служебных командировок; по приглашению супруга (супруги), близких родственников или свойственников; осуществляемых в соответствии с международными договорами Республики Беларусь или по договоренности между государственными органами Республики Беларусь и органами иностранных государств за счет средств соответствующих государственных органов и (или) международных организаций; осуществляемых с согласия вышестоящего должностного лица либо коллегиального органа управления для участия в международных и зарубежных научных, спортивных, творческих и иных мероприятиях за счет средств общественных объединений (фондов), в том числе поездок, осуществляемых в рамках уставной деятельности таких общественных объединений (фондов) по приглашениям и за счет зарубежных партнеров;
  • использовать во внеслужебных целях средства финансового, материально-технического и информационного обеспечения, другое имущество государственного органа, организации и информацию, распространение и (или) предоставление которой ограничено, полученные при исполнении им служебных (трудовых) обязанностей.
Вам может понравиться =>  Сколько Берут Риэлторы За Продажу Квартиры И Оформление Документов В 2022 Году

Лица, приравненные к государственным должностным лицам, супруг (супруга) государственного должностного или приравненного к нему лица, близкие родственники или свойственники, совместно проживающие и ведущие общее хозяйство с государственным должностным или приравненным к нему лицом, не вправе:

Ограничения, устанавливаемые для государственных должностных и приравненных к ним лиц

Согласно статье 1 Закона Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией» коррупция – умышленное использование государственным должностным или приравненным к нему лицом либо иностранным должностным лицом своего служебного положения и связанных с ним возможностей в целях противоправного получения имущества или другой выгоды в виде работы, услуги, покровительства, обещания преимущества для себя или для третьих лиц, а равно подкуп государственного должностного или приравненного к нему лица либо иностранного должностного лица путем предоставления им имущества или другой выгоды в виде работы, услуги, покровительства, обещания преимущества для них или для третьих лиц с тем, чтобы это государственное должностное или приравненное к нему лицо либо иностранное должностное лицо совершили действия или воздержались от их совершения при исполнении своих служебных (трудовых) обязанностей, а также совершение указанных действий от имени или в интересах юридического лица, в том числе иностранного.

Принимаемые меры не должны сводиться лишь к использованию уголовно-правовых механизмов, в связи с чем особая роль придается мерам профилактического характера, заключающимся в совершенствовании государственного регулирования и контроля в сферах деятельности, подверженных коррупции.

Злоупотребление властью, превышение власти либо бездействие власти, совершенные из корыстной или иной личной заинтересованности (ст. 455 УК).
Анализ состояния преступности показывает, что коррупционным проявлениям подвержены в той или иной степени практически все отрасли и сферы деятельности.

О мерах по борьбе с коррупцией в г. Минске

Для государственных органов и организаций участие в борьбе с коррупцией в большей степени сводится к предупреждению коррупционных проявлений – минимизации коррупционных рисков в деятельности государственных должностных и приравненных к ним лиц, а также недопущению их подкупа гражданами, устранению причин и условий, порождающих коррупцию.

Adblock
detector