Постановление О Списании Основных Средств До 40 Тысяч Рублей В Бюджетных Учреждениях

Как списать основные средства бюджетного учреждения

  • казенные учреждения полностью лишены прав распоряжаться каким-либо имуществом без соответствующего разрешения от собственника (учредителя, вышестоящего распорядителя, органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя);
  • бюджетное и(или) автономное учреждение не вправе распоряжаться недвижимостью, а также особо ценным имуществом, приобретенным за счет бюджетных средств либо закрепленным за организацией распоряжением собственника.

Бюджетные организации вправе самостоятельно распоряжаться только движимым имуществом, приобретенным за счет собственных средств. Автономная организация, помимо движимых ОС, купленных за счет предпринимательской деятельности, может распоряжаться и недвижимостью, приобретенной за счет собственных активов.

  • если учреждение принимает решение реализовать нефинансовый актив сторонней компании или физическому лицу, то объект подлежит списанию с учета;
  • если имущество передается в собственность третьих лиц по договору мены или же на безвозмездной основе;
  • если НФА передают сторонней организации в качестве вклада в уставный капитал, то актив подвергается списанию;
  • если объект решено сдать в аренду или в лизинг при условии, что имущество будет учитываться у арендатора (лизингополучателя).
  • главный бухгалтер либо его заместитель;
  • бухгалтер, ответственный за ведение учета НФА;
  • лица, ответственные за сохранность ОС на предприятии;
  • начальники структурных подразделений, цехов, отделов;
  • заместитель руководителя или сам руководитель (обычно это председатель комиссии);
  • иные работники предприятия, на усмотрение руководства.

Если имущество передается из одного структурного подразделения в другое, движение отражается внутренним перемещением. Заполняется акт приемки-передачи НФА. Если же объект передается от одного обособленного подразделения в другое или в головной офис при условии, что подразделения выделены на отдельный баланс, то соблюдается порядок безвозмездной передачи ОС.

Учет малоценных объектов в «1С: Бухгалтерии 8»

Об учете материалов в соответствии с ФСБУ 5/2022 см. видеозапись лекции «ФСБУ 5/2022 «Запасы» — принципиальные отличия по сравнению с действующим стандартом, отражение в программе «1С:Бухгалтерия 8″» с участием О.А. Сухаревой (директора Фонда «НРБУ «БМЦ») и экспертов 1С. Видеозапись доступна для просмотра на сайте 1С:ИТС на странице 1С:Лектория .

Но есть еще и налоговый учет по налогу на прибыль, где для признания расходов следует дождаться момента выдачи конкретного инструмента конкретному сотруднику (пп. 2 п. 1 ст. 254 НК РФ). И неважно, что в бухгалтерском учете этот инструмент уже списали в расходы.

Оборотно-сальдовая ведомость по счету 10.21 показывает, что в феврале 2022 года куплено три «болгарки» за 60 тыс. руб., причем в бухгалтерском учете эта сумма списана на расходы. На конец февраля две «болгарки» стоимостью 40 тыс. руб. еще лежат на складе. ОСВ по счету МЦ.04 показывает, что одна «болгарка» стоимостью 20 тыс. руб. выдана работнику организации — Г.С. Абрамову.

С 2022 года действует Федеральный стандарт бухгалтерского учета ФСБУ 5/2022 «Запасы», утв. приказом Минфина России от 15.11.2022 № 180н. Спецодежда, спецоснастка и другие малоценные предметы со сроком службы более 12 месяцев теперь к запасам не относятся. Эксперты 1С рассказывают, как в «1С:Бухгалтерии 8» редакции 3.0 можно учитывать малоценное оборудование и запасы в соответствии с изменениями в бухгалтерском учете и рекомендациями Бухгалтерского методологического центра * .

А согласно рекомендации БМЦ № Р-122/2022-КпР «Специальные средства производства» (утв. Фондом «НРБУ «БМЦ» 11.12.2022), понятие существенности, приведенное в пункте 7.4 ПБУ 1/2008, может быть применено ко всем малоценным объектам, независимо от срока их использования. Исходя из требования рациональности организация может принять решение с 01.01.2022 относить на расходы по обычной деятельности в момент, когда были осуществлены затраты на приобретение, создание, улучшение специальных средств производства, стоимость которых по отдельности и в совокупности однородной группы является несущественной, независимо от их срока использования.

Новые правила списания основного средства: что говорит ФСБУ 6/2022

Данное решение можно признать первичным учетным документом согласно ст. 9 Закона о бухгалтерском учете, так как в нем будет отражен факт хозяйственной деятельности — подтверждение непригодности данного объекта к дальнейшему использованию в качестве объекта основных средств.

Но через года два-три это оборудование все чаще начинает ломаться, а затраты на его ремонт при каждой последующей поломке только возрастают. И, в конце концов, поддержание его в мало-мальски рабочем состоянии становится дороже, чем получаемая (или планируемая к получению) выгода от его использования.

Подробно рассмотреть порядок отражения в регистрах бухгалтерского учета (и для целей налогообложения) все варианты в рамках одной публикации, естественно, весьма сложно, поэтому остановимся только на одном случае. На ликвидации объекта в связи с его физическим и моральным износом, когда его дальнейшая эксплуатация технически невозможно, либо экономически нецелесообразна.

Для целей налогообложения проблем тоже возникнуть не должно. Затраты на ликвидацию основных средств, равно как и их балансовая стоимость признаются внереализационными расходами (п. 8 ст. 265 НК РФ). Оприходованные материальные ценности (п. 13 ст. 250 НК РФ), внереализационными доходами.

На дату признания объекта непригодным к эксплуатации, то есть когда он переводится со счета 01 на счет 76 по балансовой стоимости, он продолжает числиться в ЕГРН. Следовательно, несмотря на то, что эта недвижимость перестала быть основным средством, и стала просто имуществом, подлежащим ликвидации, исключать его из базы по налогу на имущество еще рано. Права такого у организации еще не возникло.

ООО «Стена» в январе 2022 года купило монитор. В этом же месяце монитор введен в эксплуатацию в отделе кадров. Стоимость монитора за вычетом НДС составляет 51 300 руб. Срок полезного использования 36 месяцев. Согласно учетной политике в бухгалтерском учете монитор является основным средством, а в налоговом учете — малоценным имуществом.

С 2022 года лимиты стоимости основных средств скорректированы. Учет имущества до 100 000 рублей имеет ряд особенностей, а в налоговом и бухгалтерском учете могут возникать разницы. Как без ошибок вести учет таких средств, на что обратить внимание, расскажем в статье.

Совсем иначе дело обстоит в налоговом учете. Основные средства дороже 100 000 рублей нужно амортизировать, все, что дешевле, придется списать сразу на затраты (п. 1 ст. 256 НК РФ). Такое правило применимо лишь к имуществу, введенному в эксплуатацию после 31.12.2022.

Однако в налоговом учете неамортизируемое имущество до 100 000 рублей можно списывать частями (пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ). Но в таком случае безопаснее списывать аналогичным образом имущество стоимостью и до 40 000 рублей, и стоимостью от 40 000 до 100 000 рублей.

Приобретая имущество, важно знать нюансы его учета. Ошибки могут привести к неверному исчислению налога на прибыль. Неверные проводки могут привести к искажению учета и отчетности. Действуйте согласно правилам учетной политики, НК РФ и утвержденным ПБУ, тогда у проверяющих не возникнет вопросов.

Если объект не может быть оценен по справедливой стоимости, его первоначальная стоимость определяется исходя из остаточной стоимости переданного взамен актива. Если остаточная стоимость не определена или нулевая, то объект ОС оценивается в условной оценке – один рубль.

Объектом ОС признается объект имущества со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, либо обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенных для выполнения определенной работы.

  • пересчитывается пропорционально изменению первоначальной стоимости таким образом, чтобы остаточная стоимость объекта после переоценки равнялась его переоцененной стоимости. То есть балансовая стоимость и накопленная амортизация умножаются на один и тот же коэффициент;
  • вычитается из балансовой стоимости, после чего остаточная стоимость пересчитывается до переоцененной стоимости актива.

В Стандарте даны определения основных понятий, применяемых при раскрытии информации об основных средствах. В Инструкции № 157н[1], которая в настоящее время является основополагающим документом по бюджетному учету основных средств, представлены только некоторые из них. Познакомимся с приведенными в Стандарте понятиями.

  • ожидаемого срока использования объекта;
  • ожидаемого физического износа, зависящего от режима эксплуатации, естественных условий и влияния агрессивной среды, системы проведения ремонта;
  • нормативно-правовых и других ограничений объекта;
  • гарантийного срока использования объекта;
  • сроков фактической эксплуатации и ранее начисленной суммы амортизации – для объектов, безвозмездно полученных от иных субъектов учета, государственных (муниципальных) организаций.

Списание основных средств в бюджетных учреждениях — 2022-2022

Особо ценное имущество — это движимое имущество, которое обеспечивает деятельность БУ и при неимении которого уставная деятельность будет проводиться со значительными затруднениями (п. 11 ст. 9.2 закон № 7-ФЗ). Список особо ценного движимого имущества закрепляется органом-учредителем.

По истечении сроков полезного использования основное средство подлежит списанию, только если оно действительно непригодно для дальнейшего использования и его восстановление невозможно или экономически нецелесообразно (например, в случае если стоимость восстановления превышает те выгоды, которые могут быть получены от использования этого объекта).

Если имущество БУ является федеральным, то правила устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, перед которым отвечает учреждение. Общим документом для БУ, управляющих федеральным имуществом, является положение «Об особенностях списания федерального имущества», утвержденное постановлением РФ от 14.10.2010 № 834, а также Порядок представления документов для согласования списания федерального имущества, утвержденный приказом Минэкономразвития и Минфином РФ от 10.03.2011 № 96/30н.

  • нефинансовых активов (кроме транспортных средств) (форма по ОКУД 0504104);
  • транспортного средства (форма по ОКУД 0504105);
  • мягкого и хозяйственного инвентаря (форма по ОКУД 0504143);
  • исключенных объектов библиотечного фонда (форма по ОКУД 0504144).

Список документов, которые должны быть подготовлены комиссией для одобрения выбытия ОС, зависит от того, кто является учредителем БУ, то есть собственником его имущества. Если БУ создано на базе имущества субъекта РФ или муниципального образования, то руководствоваться надо законодательными актами, принятыми соответствующим субъектом или муниципалитетом.

  • дата, место составления документа;
  • список присутствующих членов комиссии (их Ф. И. О. и должности);
  • вопрос, стоящий на повестке заседания (например, «вопрос о списании основных средств»);
  • сведения о лицах, которые были заслушаны, и о документах, которые были рассмотрены;
  • сведения о результатах рассмотрения повестки («комиссия постановила списать»);
  • сведения о результатах голосования за списание, которое должно быть поддержано большинством голосов (п. 9 Положения).
  1. Дт 0 401 10 271 Кт 0 101 ** 410 (если причина списания — недостача или уничтожение основного средства).
  2. Дт 0 401 10 273 Кт 0 101 ** 410 (если причина списания — воздействие поражающих факторов при стихийных бедствиях).
  3. Дт 0 401 10 172 Кт 0 101 ** 410 (если списание осуществляется по иным причинам).

В случае если имущество списывается вследствие проведения сделки (купли-продажи, мены, дарения), то согласованию подлежит не процедура списания, а сама сделка. А если планируется утилизация списанного основного средства в бюджетном учреждении, то подлежит согласованию само списание.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Если члены комиссии сомневаются в обоснованности принятия решения о списании (например, в случае поломки технологически сложного объекта), им следует привлечь независимых экспертов и назначить техническую экспертизу планируемых к списанию объектов. И принимать решение уже по результатам экспертизы.

На практике списание основных средств в бюджетных учреждениях осуществляется в соответствии с ведомственными инструкциями. Но формируются они главным образом на основе Положения о списании федерального имущества по постановлению Правительства России от 14.10.2010 № 834. Поэтому при определении правил списания основных средств в бюджетных учреждениях можно ориентироваться и на этот источник норм. К тем, что заслуживают наибольшего внимания, можно отнести следующие нормы Положения:

Вам может понравиться =>  Архангельск постановление фз многодетные семьи обслуживание без очереди в поликлинике указ президента

Накладная выписывается передающей стороной (структурным подразделением-отправителем) в трех экземплярах, подписывается ответственными лицами структурных подразделений получающей и передающей сторон. Первый экземпляр передается в бухгалтерию, второй – остается у ответственного лица, передающего объект основных средств, третий – передается ответственному лицу, принимающему объект основных средств.

Напомним, Указаниями № 52н, утвержденными Приказом Минфина РФ от 30.03.2022 № 52н установлено, что карточка начинает заполняться с переноса остатков на начало года. Записи в ней ведутся на основании первичных (сводных) учетных документов, приложенных к журналам операций (ф. 0504071), в количественном и стоимостном выражении с выведением остатков на конец периода и составляются по каждому ответственному(-ым) лицу(-ам) отдельно.

акта о списании объектов нефинансовых активов (кроме транспортных средств) (ф. 0504104). Акт о списании подписывается членами комиссии по поступлению и выбытию активов. После принятия оформленного акта, утвержденного руководителем, бухгалтер (иное должностное лицо, на которое возложено ведение бухгалтерского учета) оформляет бухгалтерские записи, в которых отражаются операции по списанию объектов в разделе «Отметка бухгалтерии о списании». На основании данного акта в разд. 3 «Движение объекта основных средств» инвентарной карточки учета нефинансовых активов (ф. 0504031) делается отметка о выбытии объекта.

В частности, накладная на внутреннее перемещение объектов нефинансовых активов (ф. 0504102) применяется для оформления и учета перемещения внутри учреждения объектов нефинансовых активов из одного структурного подразделения в другое, от одного лица, ответственного за использование имущества по его назначению и (или) за сохранность имущества, в том числе с полной материальной ответственностью, другому ответственному лицу.

Для учета находящихся в эксплуатации учреждения объектов основных средств стоимостью до 10 000 руб. включительно, кроме объектов библиотечного фонда и объектов недвижимого имущества, предназначен забалансовый счет 21 «Основные средства в эксплуатации» (п. 373 Инструкции № 157н).

Подборку практических рекомендаций по списанию определенных видов ОС в учете бюджетников смотрите в аналитическом обзоре от экспертов КонсультантПлюс. Получите бесплатный демо-доступ к К+ и переходите в Готовое решение, чтобы узнать все подробности данной процедуры. А в этой публикации вы найдете образец приказа о списании ОС в бюджетном учреждении.

В соответствии с п. 21 приказа № 157н понятие «бюджетный учет основных средств» применяется только к определенным государственным организациям. Например, казенным учреждениям, госорганам, внебюджетным фондам. Помимо единого плана счетов, в бюджетном учете должен применяться специальный план счетов (приказ Минфина России от 06.12.2010 № 162н).

Для учета основных средств предусмотрен синтетический счет 010100000 «Основные средства». Номер счета бюджетного учета состоит из 26 цифр, и только 18–26 разряды используются в бухучете учреждения. В зависимости от группы и вида ОС, а также сути их движения в номере счета меняется код в 22–26 разряде.

  • Имущество (за исключением периодических изданий, составляющие библиотечный фонд субъекта учета) относится к ОС вне зависимости от срока полезного использования.
  • Субъектом учета прогнозируется получение от использования актива экономических выгод или полезного потенциала.
  • Первоначальную стоимость имущества как объекта бухгалтерского учета можно надежно оценить.
  • стоимость, уплачиваемая поставщику;
  • стоимость строительных работ при создании объекта;
  • стоимость всех затрат, необходимых для создания ОС;
  • транспортные расходы;
  • суммы за сопутствующие услуги;
  • таможенные пошлины;
  • а также другие расходы, связанные с покупкой/созданием ОС.

К элементам амортизации причисляются: срок полезного использования, ликвидационная стоимость и способ начисления амортизации. Их определяют в момент принятия к бухгалтерскому учёту, а затем, в конце каждого отчётного года проверяют на соответствие условиям использования.

По действующим правилам организации могут устанавливать предельную стоимость объекта или, другими словами, актива, который выполняет условия основного средства в учётной политике. Этот лимит, в свою очередь, не должен превышать 40 тысяч рублей за единицу (п. 5 Общих положений ПБУ 6/01), но может быть меньше. При соблюдении этих условий и условий, прописанных в п. 4 Общих положений ПБУ 6/01 такие активы можно причислить к материально-производственным запасам.

Первое значительное изменение, которое приносит ФСБУ 6/2022 — возможность самостоятельно устанавливать предельную стоимость объекта, относящегося к основным средствам. Лимит при этом может быть любым, а всё, что оказывается ниже этой суммы, можно учитывать, как текущие расходы.

При линейном методе стоимость имущества погашается равномерно в течение всего срока полезного использования. При методе уменьшаемого остатка сумма амортизации уменьшается через равные промежутки времени по формуле, разработанной организацией. Амортизация пропорционально количеству продукции начисляется исходя из количества продукции, которую организация ожидает получить от использования имущества.

Бухгалтерский учёт стоимости основных средств в 2022 году

  • анализируют характеристики и предполагаемые условия использования приобретаемого (создаваемого) актива. Важно убедиться, что он соответствует критериям для признания его объектом ОС;
  • если критерии для признания актива объектом ОС соблюдены, то капитализируют на счёте 08 «Вложения во внеоборотные активы» все затраты, понесённые в связи с приобретением (созданием) актива и подготовкой его к использованию. Это нужно для формирования первоначальной стоимости ОС.

Вместе с тем в соответствии с п. 5 ФСБУ 6/2022 организация может принять решение не применять этот стандарт в отношении активов, характеризующихся одновременно признаками, установленными п. 4 стандарта, но имеющих стоимость ниже лимита, установленного организацией с учётом существенности информации о таких активах.

  • состав объектов ОС. В частности, спишите балансовую стоимость объектов, которые являются несущественными активами;
  • балансовую стоимость ОС. Для этого по каждому объекту ОС:
    • устанавливается ликвидационная стоимость;
    • проверяется применяемый СПИ и способ начисления амортизации. В случае необходимости они меняются;
    • по правилам ФСБУ 6/2022 рассчитывается сумма накопленной амортизации за истекший СПИ;
    • рассчитывается балансовая стоимость ОС;
    • эта балансовая стоимость сравнивается с прежней балансовой (остаточной) стоимостью. Корректируется прежняя балансовая стоимость на полученную разницу. Так как первоначальная стоимость объектов ОС при расчёте новой балансовой стоимости не меняется, корректировать нужно сумму накопленной амортизации. Сумма корректировки относится на нераспределённую прибыль (убыток), если она не связана с изменением других статей баланса.

Всем компаниям, кроме тех, которые могут вести упрощённый бухучёт , при переходе на ФСБУ 6/2022 в 2022 году на 1 января надо скорректировать стоимость ОС. Объекты с первоначальной стоимостью ниже нового лимита спишите. По остальным накопленная амортизация пересчитывается с учётом ликвидационной стоимости и разница относится на счёт 84 ( п. 49 ФСБУ 6/2022).

Внимание: формально п. 5 ФСБУ 6/2022 разрешает признавать затраты на приобретение (создание) малоценных ОС в периоде их осуществления. Однако на практике так можно поступать, только если очевидно, что первоначальная стоимость ОС, определённая исходя из всех затрат, связанных с его приобретением (созданием), не превысит лимит, установленный в учётной политике. В противном случае рекомендуется сначала сформировать в учёте первоначальную стоимость ОС и, только убедившись, что она ниже лимита, включить её в расходы (затраты на создание других активов).

Приказ о списании основных средств

Оформление приказа на списание основных средств происходит тогда, когда предприятие или организация ликвидирует используемое ранее в деятельности оборудование, инструменты, технику и прочие объекты, числящиеся на балансе. Обычно поводом для списания является неисправимая поломка, утрата, дарение, продажа, моральное устаревание, физический износ и т.п. причины.

На сегодняшний день унифицированного, единого и обязательного к применению образца данного документа нет. Поэтому руководители предприятий и организаций могут писать приказ в свободном виде или пользоваться шаблоном документа, который применяется внутри компании (необходимо помнить, что самостоятельно разработанные формы документов нужно регистрировать во внутренней учетной политике фирмы). Независимо от того, какой именно вариант будет выбран, приказ должен содержать ряд обязательных сведений. К ним относятся:

Приказ относится к первичной документации, поэтому правила по его хранению строго регламентированы. Его необходимо держать в архиве предприятия не менее пяти лет, на случай востребования налоговыми специалистами (например, для подтверждения списания основного средства).

В «шапке» документа, посередине строки пишется полное наименование организации, затем ниже после слова «приказ» ставится его номер (в соответствии со внутренним документооборотом), а также в нужной строке отмечается населенный пункт, в котором действует компания, и проставляется дата составления приказа.

Сама комиссия также назначается отдельным распоряжением руководителя предприятия. В нее входит не менее трех человек, которые относятся к разным структурным подразделениям компании. При этом члены комиссии должны обладать необходимым уровнем знаний, для того, чтобы определить действительную непригодность объекта основных средств к дальнейшему использованию. Как правило, членами комиссии становятся

  • описание технического состояния списываемого объекта основных средств с указанием наличия и характера неисправностей, дефектов, технических повреждений и их влияние на дальнейшую эксплуатацию объекта;
  • расчеты, подтверждающие экономическую нецелесообразность проведения восстановительного ремонта объекта основных средств и необходимость его списания;

О списании основных средств, подготовленный по форме, утвержденной постановлением Госкомстата России от 21 января 2003 года N° 7 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств», в соответствии с приказом Минфина России от 1 декабря 2010 года N° 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению», приказом Министерства финансов Российской Федерации от 23 декабря 2010 года N° 183н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и Инструкции по его применению», приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16 декабря 2010 года N° 174н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению»;

5.6. Копию лицензии специализированной организации, выполнившей заключение о техническом состоянии, заверенную печатью данной
организации, либо иной документ, подтверждающий право организации на осуществление деятельности по техническому обслуживанию, ремонту и (или) экспертизе соответствующего вида основных средств (в случае если для осуществления данной деятельности необходима лицензия и иное специальное разрешение).

2.4. Государственными автономными учреждениями Краснодарского края основные средства списываются самостоятельно, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за государственными автономными учреждениями Краснодарского края собственником или приобретенных ими за счет средств, выделенных им собственником на приобретение такого имущества.

В остальных случаях решение о согласовании списания основных средств, в том числе недвижимого имущества, находящихся в оперативном управлении отраслевых органов, принимается департаментом имущественных отношений Краснодарского края. При этом отраслевые органы представляют в департамент имущественных отношений Краснодарского края документы, перечисленные в пунктах 5, 7, 8, 11 настоящего Порядка.

Каков порядок списания в бюджетном учреждении основных средств

Списание основных средств на забалансовый счет 02 «Материальные ценности на хранении» отразите одновременно со списанием их с соответствующего счета 0 101 00 000. Учитывайте неиспользуемые основные средства на забалансовом счете до момента их демонтажа (утилизации, уничтожения) (п. 335 Инструкции N 157н, п. 10 Инструкции N 162н, п. 12 Инструкции N 174н, п. 12 Инструкции N 183н).

Если списание основных средств необходимо согласовать с собственником имущества, тогда дополнительно сформируйте комплект документов, установленный собственником, и направьте этот комплект в его адрес. Например, если вы списываете федеральное имущество, то такое требование установлено п. 6 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 14.10.2010 N 834.

В п. 52 Инструкции N 157н указано, что отражение в бухгалтерском учете выбытия объекта основных средств с забалансового счета 02 «Материальные ценности на хранении» до утверждения в установленном порядке решения о списании (выбытии) объекта ОС и реализации мероприятий, предусмотренных актом о списании, не допускается.

  • соответствие основного средства определению, установленному Федеральным стандартом N 257н и иными НПА;
  • уверенность у учреждения в будущем повышении (снижении) полезного потенциала либо увеличении (уменьшении) будущих экономических выгод, связанных с основным средством;
  • возможность оценить стоимость основного средства с учетом положений Федерального стандарта N 257н, кроме случаев, установленных иными НПА.
  • Основанием для выбытия (списания) основных средств с учета являются оформленные соответствующие первичные учетные документы.

При продаже или ином отчуждении основного средства не в пользу организаций бюджетной сферы, прежде чем списать с баланса, его необходимо переоценить и отразить в учете по справедливой стоимости. Ее определите методом рыночных цен. Используйте текущие рыночные цены, данные независимых экспертов (оценщиков), которые получены в рамках контракта, заключенного учреждением для обеспечения госнужд, либо изучите рыночные цены в открытом доступе (п. п. 52 — 55, 59 Федерального стандарта N 256н, п. 29 Федерального стандарта N 257н, п. 28 Инструкции N 157н, Письма Минфина России от 07.06.2022 N 02-07-10/42823, от 22.05.2022 N 02-06-10/36983).

Скребловское сельское поселение

решение Комиссии принимается большинством голосов членов Комиссии, присутствующих на заседании, путем подписания акта. В акте в обязательном порядке должна содержаться информация о состоянии муниципального имущества и заключение о пригодности (непригодности) дальнейшего использования муниципального имущества по функциональному предназначению, возможности (невозможности) или рациональности (нерациональности) его ремонта (восстановления), или сделанное на основании выводов эксперта, проводившего техническое обследование объекта имущества.

4.11. При списании объектов основных средств, выбывших вследствие аварии, пожара и иных чрезвычайных ситуаций (умышленного уничтожения, порчи, хищения и т.п.) к акту на списание прилагаются копии актов, выданные соответствующими государственными органами, а также документ или письмо о принятых мерах в отношении виновных лиц.

5.6. Средства от реализации имущества муниципальной казны, муниципального казенного учреждения, а также материалов и комплектующих, полученных от его разборки, зачисляются в полном объеме в доход бюджета Скребловского сельского поселения Лужского муниципального района.

— документ, подтверждающий оприходование материальных ценностей при их наличии (драгоценные и цветные металлы и материалы, узлы и агрегаты, пригодные для ремонта других объектов, а также иные материалы, остающиеся после списания непригодного к восстановлению и дальнейшему использованию муниципального имущества);

подготовка проекта приказа (распоряжения) руководителя учреждения о списании объектов основных средств и перечень муниципального имущества, подлежащего списанию; составление акта о списании имущества в зависимости от вида списываемого имущества по форме, предусмотренной действующим законодательством о бухгалтерском (бюджетном) учете, который утверждается руководителем учреждения.

  • движимое и недвижимое имущество, находящееся у федеральных казенных учреждений на праве оперативного управления;
  • недвижимое имущество (включая объекты незавершенного строительства), а также особо ценное движимое имущество, закрепленное за федеральными бюджетными или автономными учреждениями учредителем либо приобретенное за счет средств, выделенных учредителем на приобретение такого имущества.

У казенных учреждений в отношении всего имущества при его списании требуется согласование.
Таким образом, при выбытии (списании) вышеуказанного имущества комиссии необходимо подготовить соответствующие документы о принятом решении и направить их собственнику для согласования.
Это подтверждается и новой редакцией п. 52 Инструкции № 157н, согласно которой к отражению в бухгалтерском учете операций по выбытию объектов основных средств с забалансового счета 02 «Материальные ценности на хранении» либо с соответствующих счетов аналитического учета счета 10100 «Основные средства» принимаются акты при наличии согласования решения о списании объектов основных средств в случаях, предусмотренных законодательством РФ, с собственником имущества (с органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя и (или) собственника имущества) и утверждающей надписи руководителя учреждения на актах.
То есть Инструкцией № 157н подтверждается необходимость согласования с собственником решений, принятых комиссией по поступлению и выбытию активов, в случаях, предусмотренных законодательством. Причем такое согласование необходимо при выбытии как с балансового счета 10100, так и с забалансового счета 02. Обратите внимание, что в Инструкции № 157н исключений или каких-либо условий для этого не сделано.
Кроме того, в п. 52 Инструкции № 157н указано, что отражение в бухгалтерском учете выбытия объекта основных средств с забалансового счета 02 «Материальные ценности на хранении» до утверждения в установленном порядке решения о списании (выбытии) объекта ОС и реализации мероприятий, предусмотренных актом о списании, не допускается.
В целях упорядочивания процедуры списания имущества согласно требованиям СГС ОС в учетной политике учреждения целесообразно указать примерно следующее:

  1. Решение об утрате объектом имущества потребительских свойств, а также решение об утрате критериев отнесения к объектам основных средств принимаются комиссией по поступлению и выбытию нефинансовых активов. Решения оформляются протоколом в двух экземплярах, один из которых передается в бухгалтерию не позднее следующего рабочего дня после заседания комиссии. Второй экземпляр протокола направляется в комиссию по списанию основных средств.
  2. Бухгалтерия на основании протокола готовит документы на списание не позднее одного рабочего дня с момента получения протокола комиссии.
  3. Комиссия по списанию основных средств оформляет акты на списание и другие документы согласно Положению о списании, а затем направляет документы собственнику на согласование.
  4. После получения документов на списание объектов имущества и согласия собственника документы комиссией по списанию передаются в бухгалтерию.
  5. Бухгалтерия осуществляет снятие соответствующих объектов с балансового учета, а после завершения комиссией мероприятий по ликвидации объектов – отражает их списание с бухгалтерского (забалансового) учета.

В Инструкции № 157н (в редакции Приказа Минфина РФ от 31.03.2022 № 64н) содержатся указания, которые бухгалтерам еще потребуется осмыслить. Понадобится корректировка привычного алгоритма выбытия основного средства, в том числе путем его списания.
Согласно новой редакции п. 34 Инструкции № 157н выбытие основных средств (в том числе в результате прекращения признания объекта в качестве актива субъекта учета (выбытия с балансового учета)) осуществляется на основании решения постоянно действующей комиссии по поступлению и выбытию активов, оформленного оправдательным документом (первичным (сводным) учетным документом).
Однако в силу п. 4 Положения о списании в отношении отдельных видов имущества бюджетных и автономных учреждений решение соответствующей комиссии должно быть согласовано с федеральными органами государственной власти, в ведении которых находятся учреждения. К такому имуществу относятся:

В настоящее время действует Положение об особенностях списания федерального имущества, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 14.10.2010 № 834 (далее – Положение о списании). Данное постановление определяет особенности списания движимого и недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности, и распространяется на все федеральные государственные учреждения независимо от их типа.
Согласно п. 2 Положения о списании под списанием федерального имущества понимается комплекс действий, связанных с признанием имущества непригодным для дальнейшего использования по целевому назначению и (или) распоряжению вследствие полной или частичной утраты потребительских свойств, в том числе физического или морального износа, либо выбывшим из владения, пользования и распоряжения вследствие гибели или уничтожения, а также с невозможностью установления его местонахождения.
Смысл списания имущества в указанном пункте отчасти совпадает с условиями признания имущества активом, приведенными в п. 8 СГС ОС, за исключением того, что в этом пункте говорится о необходимости учета за балансом имущества, не признаваемого активом. А согласно Положению о списании выбываемое при списании имущество, как правило, находится на балансе до окончательного решения его собственника.
Положение о списании предписывает создание на постоянной основе комиссии по подготовке и принятию соответствующего решения.
Обратите внимание! В соответствии с п. 7 Положения о списании срок рассмотрения комиссией по списанию представленных ей документов не должен превышать 14 дней.
Порядок согласования решения о списании имущества на федеральном уровне регламентирован совместным Приказом Минэкономразвития РФ и Минфина РФ от 10.03.2011 № 96/30н. Согласно п. 3 данного порядка федеральным органам исполнительной власти дается 45 календарных дней с момента поступления к ним соответствующих документов для их рассмотрения либо направления отказа о согласовании решения о списании.
Как видно из вышесказанного, срок процедур согласования до момента списания может длиться около двух месяцев, а на практике такой срок может быть и того больше.

В обновленных редакциях инструкций по бухгалтерскому учету для списания объектов основных средств предлагается типовая проводка:
Дебет соответствующих счетов аналитического учета счета 0 104 00 000 «Амортизация»
Дебет счета 0 11400 000 «Обесценение нефинансовых активов»
Дебет счета 0 40110 172 «Доходы от операций с активами»
Кредит счетов аналитического учета счета 0 10100 000 «Основные средства».
При этом в случае выявления несоответствия условиям признания актива (в частности, объектов, пришедших в негодность), принятия решения о прекращении эксплуатации объекта учета, в том числе по причине физического, морального износа, принятия решения о списании объектов одновременно с вышеуказанной записью необходимо отразить выбытие из эксплуатации имущества на забалансовом счете 02 до момента его демонтажа и (или) утилизации либо до определения целевой функции выбывшего с балансового учета имущества.
К сожалению, ни в СГС ОС, ни в инструкциях по бухгалтерскому учету нет четкого указания на то, в каком порядке и на основании каких учетных документов следует отражать обесценение. Очевидно, что до выхода соответствующих разъяснений Минфина придется принимать такие решения в рамках учетной политики учреждения.

Также отметим, что в случаях невозможности установления местонахождения основных средств, например в результате хищения после несанкционированного проникновения на территорию учреждения неустановленных лиц или недостачи, выявленной после форс-мажорных событий (аварии, крушения здания и т.д.), процедура списания имущества аналогична описанной выше. Однако помимо указанного перечня пакет документов на списание должен быть дополнен надлежащим образом заверенными копиями заявления государственного (муниципального) учреждения в органы внутренних дел и постановления об открытии уголовного дела и розыске заявленного имущества, а также документами завершенного внутреннего расследования комиссией обстоятельств утраты в результате форс-мажора.

Процедура списания основных средств бюджетных учреждений является одной из наиболее документоемких и продолжительных по времени среди всех операций, отражаемых в бухгалтерском учете. При этом существуют свои особенности списания имущества как у казенных, так и у бюджетных и автономных учреждений. Кроме того, особенности списания существуют в отношении недвижимого и движимого особо ценного имущества. Рассмотрим данные вопросы подробнее.

  • заверенную копию паспорта транспортного средства;
  • заверенную копию свидетельства о регистрации транспортного средства;
  • заверенную копию документа о прохождении последнего техосмотра;
  • заверенную копию отчета об оценке рыночной стоимости транспортного средства, произведенной не ранее чем за 3 мес. до представления отчета (с приложением копий документов, подтверждающих право организации, проводившей оценку рыночной стоимости транспортного средства, заниматься оценочной деятельностью).

Если собственник в составе пакета документов на списание основных средств не требует сразу оформления акта о списании, то только после издания им распоряжения заявитель — государственное (муниципальное) учреждение оформляет акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств) (ф. ОС-4) или акт о списании автотранспортных средств (ф. ОС-4а), которые утверждаются его руководителем. Один экземпляр утвержденного акта о списании, а также акта об утилизации направляется собственнику в том случае, если речь идет об имуществе, включенном в реестр собственности.

  • обеспечение достоверности сведений, на основании которых принимается решение;
  • приоритет решения о дальнейшем использовании имущества перед решением о его уничтожении;
  • направленность на максимальное получение пользы для общества и материальной выгоды для государства от имущества, пришедшего в негодность, в том числе необходимость принятия решения об использовании его частей и материалов;
  • надлежащее и своевременное отражение в бухгалтерской и иной отчетности действий, совершаемых с имуществом, пришедшим в негодность.

1. Для согласования списания объектов основных средств в Уполномоченный орган балансодержателем имущества направляется:
1.1. Письменное обращение с ходатайством о согласовании списания основных средств.
1.2. Копия инвентарной карточки, инвентарной карточки группового учета установленной формы (в одном экземпляре).
1.3. Заключение комиссии по форме согласно приложению 2 к настоящему Положению.
При списании объектов основных средств, фактический срок эксплуатации которых менее срока полезного использования, определенного в соответствии с Классификацией, закрепленных на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, заключение комиссии, указанное в пункте 1.3 настоящей главы, оформляется на основании акта технического состояния независимой стороны, за исключением случаев установленных частью 2 главы 2 настоящего Положения, с указанием конкретных причин выхода из строя объекта.
1.4. Копия приказа (распоряжения) о создании постоянно действующей комиссии.
1.5. Копии документов, подтверждающих компетентность лиц, проводивших техническую экспертизу объектов основных средств, за исключением случаев установленных частью 2 главы 2 настоящего Положения.
2. Дополнительно к документам, указанным в части 1 настоящей главы, прилагаются:
2.1. При списании транспортного средства (самоходной техники) копия ПТС (ПСМ), фотографии транспортного средства.
При отсутствии паспорта транспортного средства, паспорта самоходной машины – документальное подтверждение их отсутствия, а также сведения об учете либо отсутствии учета транспортных средств, самоходной техники в органах, осуществляющих государственную регистрацию таких средств.
2.2. При списании судов внутреннего водного транспорта, маломерного флота акт освидетельствования судна инспекцией Речного Регистра на момент подготовки документов на списание (заключение Судоходной инспекции, государственной инспекции по маломерным судам), фотографии судов внутреннего водного транспорта, маломерного флота.
2.3. При списании объектов недвижимого имущества (за исключением объектов жилищного фонда) в зависимости от причины списания прилагаются:
— акт обследования технического состояния объекта недвижимого имущества уполномоченной на то организацией (за исключением линейных объектов) – при списании в связи с физическим и моральным износом.
К линейным объектам относятся линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения, характеризующееся линейно протяженной конфигурацией, длина которого несоизмеримо превышает геометрические параметры своего поперечного сечения (ширину, высоту, диаметр);
— документальное подтверждение уполномоченных органов о произошедшем событии (справка управления МЧС России, государственной противопожарной службы, протокол осмотра места происшествия, акт о пожаре, справка гидрометеоцентра и т.п.) – при списании в связи с аварией, стихийным бедствием и иной чрезвычайной ситуацией;
— акт обследования (документ, в котором кадастровый инженер в результате осмотра места нахождения здания, сооружения, помещения или объекта незавершенного строительства с учетом имеющихся кадастровых сведений о таком объекте недвижимости подтверждает прекращение существования здания, сооружения или объекта незавершенного строительства) – в связи с гибелью или уничтожением такого объекта недвижимости либо прекращением существования помещения в связи с гибелью или уничтожением здания или сооружения, в котором оно было расположено, гибелью или уничтожением части здания или сооружения, в пределах которой такое помещение было расположено;
— документ, подтверждающий нецелесообразность дальнейшего строительства (достройки) для объектов незавершенного строительства – при отказе в завершении строительства, его нецелесообразности или невозможности;
— ситуационный план земельного участка (схема месторасположения земельного участка) – во всех случаях;
— кадастровый паспорт, план объекта недвижимого имущества либо иной документ, содержащий описание объекта – во всех случаях;
— сведения (выписка) из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним об отсутствии ограничений (обременений) на объект – во всех случаях;
— фотографии объекта – во всех случаях;
— подтверждение уполномоченного исполнительного органа местного самоуправления в сфере строительства или организации, на которую возложены функции заказчика строительства, реконструкции – при списании объекта (части объекта) в связи со строительством нового, реконструкцией старого.
2.4. При списании жилых помещений прилагаются:
— решение органа местного самоуправления о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу (о признании жилого помещения непригодным для проживания);
— кадастровый паспорт, план объекта жилого помещения либо иной документ, содержащий его описание – во всех случаях;
— сведения (выписка) из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним об отсутствии ограничений (обременений) на жилое помещение – во всех случаях;
— сведения об отсутствии зарегистрированных лиц в жилом помещении.
Жилым помещением признается:
жилой дом – индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в нем;
квартира – структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также из помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении;
комната – часть жилого дома или квартиры, предназначенная для использования в качестве места непосредственного проживания граждан в жилом доме или квартире.
Многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме. Многоквартирный дом содержит в себе элементы общего имущества собственников помещений в таком доме в соответствии с жилищным законодательством.
3. При списании имущества, преждевременно выбывшего из эксплуатации в связи с действиями виновных лиц – документы, подтверждающие принятие мер к этим лицам по возмещению причиненного ущерба.

1. Объекты основных средств, относящиеся к производственному и хозяйственному инвентарю, машинам и оборудованию, библиотечному фонду, прочим основным средствам, закрепленные на праве оперативного управления и хозяйственного ведения (за исключением особо ценного движимого имущества, а для казенных учреждений за исключением имущества, первоначальной (балансовой) стоимостью, превышающей 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей за единицу) с истекшим сроком полезного использования, определенными в соответствии с Классификацией объектов основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 01 января 2001 года № 1 (далее – Классификация), непригодные к дальнейшему использованию, а также основные средства, числящиеся на забалансовых счетах, непригодные к дальнейшему использованию, списываются балансодержателями самостоятельно.
2. Сведения об объектах основных средств, списанных самостоятельно, ежеквартально предоставляются в Уполномоченный орган по форме согласно приложению 1 к настоящему Положению.

1. Установленный настоящим Положением порядок списания имущества средств не применяется в тех случаях, когда законодательством установлен иной порядок списания объектов основных средств.
2. В случаях нарушения порядка списания имущества виновные в этом лица несут ответственность в установленном законом порядке.

1. Не позднее 30 дней со дня поступления в Уполномоченный орган указанных в главе 4 настоящего Положения документов принимается решение о списании имущества либо о мотивированном отказе.
1.1. Решение о списании имущества оформляется в форме распоряжения Уполномоченного органа о списании и исключении имущества из реестра муниципального имущества Пуровского района (далее – распоряжение о списании).
1.2. Решение об отказе в списании имущества оформляется в простой письменной форме с указанием оснований отказа.
2. Основаниями отказа в списании муниципального имущества являются:
— установление фактов умышленного искажения (несоответствия) данных в представленных документах;
— установление фактов несоответствия истинного состояния имущества данным в представленных документах;
— представление неполного пакета документов, предусмотренного настоящим Положением;
— арест списываемого имущества судебными и другими органами или арест расчетных и иных счетов этих предприятий;
— отсутствие оснований для списания имущества, предусмотренных настоящим Положением.

1. При списании имущества, входящего в состав казны Пуровского района и находящегося в фактическом пользовании пользователь имущества формирует:
1.1. Письменное обращение в Уполномоченный орган о согласовании списания имущества с приложением документов, указанных в главе 4 настоящего Положения, направляется руководителем организации, индивидуальным предпринимателем, физическим лицом, в пользовании которых находится имущество.
1.2. Заключение комиссии оформляется на основании акта технического состояния независимой стороны с указанием конкретных причин выхода из строя объекта по форме согласно приложению 2 к настоящему Положению, за исключением случаев, установленных частью 2 главы 2 настоящего Положения, когда для списания имущества не требуются специальные знания.
2. При списании имущества, входящего в состав казны Пуровского района и не закрепленного договорными отношениями Уполномоченный орган формирует:
2.1. Документы, указанные в главе 4 настоящего Положения.
2.2. Заключение комиссии по форме согласно приложению 2 к настоящему Положению.
При отсутствии в составе комиссии лица, компетентность знаний которого подтверждается соответствующими документами (дипломами, лицензиями, свидетельствами, сертификатами, выписками из штатного расписания, копией трудовой книжки), за исключением случаев, установленных частью 2 главы 2 настоящего Положения, когда для списания имущества не требуются специальные знания, заключение комиссии оформляется на основании акта технического состояния независимой стороны с указанием конкретных причин выхода из строя объекта.
3. При невозможности сформировать в полном объеме пакет документов, предусмотренный главой 4 настоящего Положения, Уполномоченным органом создается комиссия.
Состав комиссии определяется распоряжением Уполномоченного органа.
Комиссия принимает решение о возможности либо невозможности списания имущества в порядке и по основаниям, установленным настоящим Положением.
Принятое комиссией решение о списании объекта основных средств отражается в заключении комиссии по форме согласно приложению 2 к настоящему Положению.
После принятия Уполномоченным органом решения о списании имущества, Уполномоченный орган принимает меры по сохранности имущества, а также последующей утилизации такого имущества за счет выделенных бюджетных ассигнований.

Обратите внимание: если учреждению необходимо предоставить дополнительную информацию внутренним или внешним пользователям бюджетной отчетности, вместо нулей в разрядах с 5 по 17 номера счета можно отразить соответствующие коды бюджетной классификации в порядке, предусмотренном учетной политикой учреждения

На первом этапе учреждение должно направить в департамент имущественного комплекса министерства перечень особо ценного движимого имущества, которым учреждение планирует распорядиться, с указанием цели использования данного имущества; обоснование целесообразности распоряжения имуществом; технико-экономическое обоснование; отчет об оценке рыночной стоимости имущества (оценка должна быть проведена не ранее, чем за три месяца до предоставления отчета); сведения о кредиторской и дебиторской задолженности.

Акт списания материалов образец бланк Учет доходов и расходов в бюджетном учреждении. Мягкий инвентарь счет 105 05 000 белье рубашки, сорочки, халаты постельное белье и принадлежности.На странице представлен образец бланка документа Акт о списании мягкого и хозяйственного инвентаря в учреждениях бюджетного учета с возможностью.Как оформить движение и списание материалов в учреждениях госсектора.Коммерческие фирмы и предприятия, так и осуществляем списание мебели в бюджетных учреждениях.Акты списания на активы, которые пришли в негодность.Мягкий инвентарь, принятый к учету в учреждении, должен быть. Система финансовой, учетной и отчетной бухгалтерской документации бюджетных учреждений и организаций.Закрепить свое решение комиссия должна в Акте о списании.

Любая хозяйственная операция должна подтверждаться первичкой. На их основании создаются бухгалтерские проводки. Первичные документы нужно для установления обоснованности и разумности экономических действий. Казенные субъекты должны применять в своей деятельности документы, перечень которых утвержден Приказом №173. Дополнительный перечень бумаг может указываться в учетной политике. Рассмотрим правила формирования первичных документов:

1.1. Постановка на учет ОС: условия признания активов ОС; постановка на учет ОС, состоящих из нескольких элементов, инвентаря, хозяйственных принадлежностей, инструментов, оснастки, приспособлений, оргтехники; затраты, включаемые в первоначальную стоимость ОС; порядок отражения процентов по заемным средствам на приобретение / строительство ОС; отражение курсовых, «суммовых» разниц.

Постановление О Списании Основных Средств До 40 Тысяч Рублей В Бюджетных Учреждениях

5. Списание полностью самортизированных основных средств, первоначальная (переоцененная) стоимость которых составляет меньше чем 15 тыс. сомов, осуществляется по решению руководителя предприятия в соответствии с настоящим Положением (за исключением предприятий, в отношении которых принято решение о приватизации).

30. При необходимости, комиссия отраслевого государственного органа и комиссия уполномоченного государственного органа в сфере управления государственным имуществом, для достоверности представленных предприятием документов, может провести дополнительный осмотр имущества, предлагаемого к списанию.

46. После окончания процедуры разборки, демонтажа, оприходования имущества предприятие, на балансе которого оно находилось, в месячный срок представляет в отраслевой государственный орган и уполномоченный государственный орган в сфере управления государственным имуществом отчет о списании согласно приложению 3.

15. При списании автотранспортных средств, кроме того, указывается пробег автомобиля и дается техническая характеристика агрегатов и деталей автомобиля и возможность дальнейшего использования основных деталей и узлов, которые могут быть получены от разборки.

29. Для рассмотрения документов, представленных самостоятельными государственными предприятиями, осуществляющими деятельность без образования отраслевого государственного органа, подготовки предложений по списанию имущества создается комиссия уполномоченным государственным органом в сфере управления государственным имуществом. Состав, регламент работы и полномочия комиссии утверждаются распорядительным актом уполномоченного государственного органа.

Adblock
detector