Предоставление Земли Инвалидам Аренда Ч1 Ст 218 Судебные Решения

Содержание

При этом предоставление земельных участков инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, в собственность бесплатно по основаниям, предусмотренным подпунктом 7 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации, осуществляется в случае, если соответствующая возможность предусмотрена законом субъекта Российской Федерации.

Как следует из положений статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.

Согласно статье 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 — 11 Земельного кодекса.

Следует отметить, что положения Земельного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» не содержат положений, предусматривающих зависимость предоставления земельных участков в аренду от нуждаемости заявителя в улучшении жилищных условий.

Также на совершенствование указанного вопроса направлен проект федерального закона N 72306-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в части уточнения отдельных социальных гарантий, предоставляемых инвалидам».

С учетом изложенного по делам, связанным с правами инвалидов на первоочередное обеспечение земельными участками, одним из юридически значимых обстоятельств, имеющих юридическое значение и подлежащих установлению, является наличие или отсутствие нуждаемости инвалида в улучшении жилищных условий.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, отзыв на кассационную жалобу, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит жалобу подлежащей удовлетворению, а состоявшиеся по делу судебные постановления — подлежащими отмене.

В силу части 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.

Исходя из системного анализа приведенных норм закона, право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства предусмотрено законодателем с целью установления дополнительных гарантий реализации жилищных прав инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, соответственно, связано с нуждаемостью граждан, относящихся к данной категории лиц, в улучшении жилищных условий.

Решением Великолукского городского суда Псковской области от 2 апреля 2013 г. иск Смирновой Е.А. удовлетворен, признан незаконным отказ администрации г. Великие Луки в предоставлении Смирновой Е.А. как инвалиду в первоочередном порядке земельного участка в аренду без проведения торгов (аукциона), на администрацию г. Великие Луки возложена обязанность по предоставлению Смирновой Е.А. земельного участка площадью 600 кв.м для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: г. . рядом с домом . согласно схеме расположения земельного участка.

Предоставление Земли Инвалидам Аренда Ч1 Ст 218 Судебные Решения

На администрацию городского округа возложена обязанность предоставить Б. в аренду сроком на 3 года земельный участок площадью 1500 кв.м., для индивидуального жилищного строительства. Определен размер арендной платы в соответствии с решением Думы городского округа.

Межрайонный прокурор обратился в суд в интересах Б. к администрации городского округа о возложении обязанности по предоставлению земельного участка, указав, что на поданное ответчику Б. как инвалидом 18.04.2012 заявление о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства был получен отказ.

Судом первой инстанции установлено, что администрацией городского округа в ответ на обращение Б. о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства было направлено письмо, в котором отказано в предоставлении земельного участка, поскольку Б. не приложены документы, свидетельствующие о признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий и постановке на соответствующий учет.

Суд, разрешая спор, исходил из того, что Б. является инвалидом второй группы, а потому он в соответствии со статьей 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» имеет право на предоставление ему в первоочередном порядке земельного участка для индивидуального жилищного строительства без проведения аукциона (публичных торгов).

Инвалиды и семьи, имеющие в своем составе инвалидов, обеспечиваются в первоочередном порядке земельными участками для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства на основании заявления и приложенной к нему копии справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной учреждением государственной службы медико-социальной экспертизы, подаваемых в установленном порядке в органы местного самоуправления.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ АЛТАЙСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ ПО ДЕЛУ N 33-4961/2013

Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Поповой Н.П.,
судей Бусиной Н.В., Кузнецовой С.В.,
при секретаре К.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу представителя истца К.И. — М. на решение Ленинского районного суда г. Барнаула Алтайского края от 11 апреля 2013 года
по делу по иску К.И. к администрации г. Барнаула Алтайского края, Главному управлению имущественных отношений Алтайского края, комитету по земельным ресурсам и землеустройству г. Барнаула о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка, признании права на внеочередное получение земельного участка в связи с инвалидностью ребенка, возложении обязанности предоставить земельный участок,
Заслушав доклад судьи Кузнецовой С.В.,

Определение Конституционного Суда РФ от N 893-О; Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Туркина Сергея Владимировича на нарушение его конституционных прав статьей 17 Федерального закона; О социальной защите инвалидов в Российской Федерации; и пунктом 1 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг

пункта 1 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 года N 901), согласно которому инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями с учетом льгот, установленных Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», по обеспечению жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, по получению земельных участков для индивидуального жилищного строительства, а также ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.

статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», предусматривающей право инвалидов на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства (в жалобе ошибочно указано, что данное право предусмотрено пунктом и абзацем двадцатыми данной статьи, в то время как оно закреплено в части шестнадцатой этой статьи в действующей редакции);

Пункт 1 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг призван обеспечить реализацию льгот, предусмотренных Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 23 декабря 2022 года N 2963-О), и, соответственно, сам по себе конституционные права заявителя также не нарушает.

Соответственно, положения статьи 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права заявителя, обратившегося за льготным получением земельного участка для индивидуального жилищного строительства без предоставления документов, подтверждающих признание его в установленном порядке нуждающимся в жилом помещении, притом что заявитель не лишен возможности обратиться за предоставлением земельного участка в тех же целях в общем порядке на основании положений Земельного кодекса Российской Федерации.

Конституция Российской Федерации, провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие каждого человека, возлагает на государство обязанность обеспечивать государственную поддержку инвалидов, развивать систему социальных служб, устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7) и, кроме того, предписывает органам государственной власти и органам местного самоуправления поощрять жилищное строительство, создавать условия для осуществления права на жилище (статья 40, часть 2).

Что касается земельного участка, то Вы имеете на него право без проведения торгов, т. е. если будет свободный участок или Вы сами найдете такой, то будете иметь первоочередное право на предоставление такого участка Вам — опять же ст. 17: Инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.

Считаю, что это немного разные вещи — предоставление земельного участка и нужда в жилье — ст. 17 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ»: Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Отмечу, что в настоящий момент каких-либо конкретных и точных разъяснений Верховного суда по данному вопросу нет. Судебная практика также не является единообразной. Поэтому наверное в любом случае есть смысл обратиться в суд, а там далее уже суд будет разбирать все доводы сторон.

Вот выдержка из решения Саровского городского суда Нижегородской области от 04.12.2013 г. по делу № 2-1806/13.
Следует также отметить, что ст. 17 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» содержит не только нормы, предусматривающие обеспечение инвалидов жилой площадью, но нормы регулирующие льготы по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, которые предоставляются данной льготной категории граждан вне зависимости от их нуждаемости в улучшении жилищных условия.
Учитывая изложенное, доводы стороны ответчика о том, что истцу может быть предоставлен земельный участок только в случае его нуждаемости в улучшении жилищных условий, не основаны на законе.
Доказательств, свидетельствующих о том, что спорный земельный участок обременен правами третьих лиц, ответчиком не представлено
При указанных обстоятельствах, суд полагает, что отказ Администрации г. Сарова в предоставлении земельного участка истцу по тем основаниям, что он не является нуждающимся в улучшении жилищных условий, нельзя признать законным и обоснованным.
В соответствии с абз. 4 п. 3 ст. 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации в случае поступления заявления о предоставлении в аренду такого земельного участка проводится аукцион по продаже права на заключение договора аренды земельного участка.
Аукцион представляет собой продажу, в частности имущества, с публичных торгов, при которой продаваемое имущество приобретается лицом, предложившим наивысшую цену, тогда как право на первоочередное получение чего-либо предполагает безусловное предоставление при отсутствии торгов. Действующим законодательством не предусмотрены какие-либо льготы для лиц, участвующих в аукционе. Таким образом, в рамках аукциона, проведение которого предполагает соблюдение определенных условий (внесение задатка, «шаг аукциона» и т.д.), а также обязательное участие нескольких лиц, невозможна реализация принципа первоочередности предоставления гражданам земельных участков.
Поэтому при предоставлении инвалиду земельного участка в соответствии со ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в аренду торги не проводятся.
При указанных обстоятельствах требования заявленные требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Решил:
Исковые требования ХХХХХ Х.Х к Администрации г.Сарова о предоставлении земельного участка удовлетворить.
Признать незаконным выраженный в письме заместителя главы Администрации г. Сарова от 01 октября 2013 г. №отказ Администрации города Сарова в предоставлении Терехину А.В земельного участка по адресу: Нижегородская область, г. Саров, ул.…
Обязать Администрацию г. Сарова без проведения торгов предоставить Терехину А.В в аренду сроком на 10 лет для строительства индивидуального жилого дома земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, площадью 939, +/-11, 00 кв.м., кадастровый номер №422, расположенный по адресу: Нижегородская область, г. Саров, ул.…
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Саровский городской суд в течение одного месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
П/п Председательствующий — Л.А.Шалятова.

Вам может понравиться =>  Налоговый Вычет С Продажи Квартиры В 2022 Году Новый Закон

В каких случаях земельные участки предоставляются в собственность бесплатно

Предоставление земельных участков в связи с нахождением их во владении (пользовании) до 30.10.2001
К данной группе относятся следующие случаи бесплатного предоставления гражданам земельных участков.
1. На участке, находящемся в фактическом пользовании гражданина РФ, расположен жилой дом, право собственности на который возникло у данного гражданина (либо у лица, передавшего ему дом по наследству) до 30.10.2001 (дата вступления в силу Земельного кодекса РФ). В таком случае гражданин вправе приобрести указанный участок в собственность бесплатно (п. 4 ст. 3 Закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ).
2. Участок, предоставленный гражданину до 30.10.2001 на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве пожизненного наследуемого владения, изымается для государственных или муниципальных нужд. В этом случае гражданину может быть предоставлен без проведения торгов бесплатно в собственность другой участок взамен изымаемого (п. 27 ст. 3 Закона N 137-ФЗ).
3. Участок предоставлен гражданину до 30.10.2001 на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного строительства или индивидуального жилищного строительства (далее — ИЖС). В таком случае гражданин вправе зарегистрировать право собственности на этот участок. Такое же право принадлежит гражданам, к которым перешло в порядке наследования (или по иным основаниям) право собственности на здания (строения, сооружения), расположенные на указанных участках (п. 9.1 ст. 3 Закона N 137-ФЗ).

Земельный участок может быть предоставлен в собственность бесплатно, если гражданин уже владел им до 30.10.2001, а также в целях развития отдельных территорий РФ, в том числе Дальневосточного округа. Такая же возможность предоставлена отдельным категориям граждан, например многодетным и Героям РФ.
Одним из принципов земельного законодательства РФ является принцип платности использования земли. Однако в определенных случаях земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены гражданам в собственность бесплатно (пп. 7 п. 1 ст. 1, п. 2 ст. 15, ст. 39.5 ЗК РФ).
Случаи бесплатного предоставления в собственность граждан земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, можно разделить на три группы.

Справка. Дальневосточный федеральный округ
В Дальневосточный федеральный округ входят территории Республики Саха (Якутия), Камчатского, Приморского и Хабаровского края, Амурской, Магаданской и Сахалинской области, Еврейской автономной области и Чукотского автономного округа (ст. 1 Закона N 119-ФЗ).

В отношении земельного участка из состава земель лесного фонда на территории Дальневосточного округа установлено иное правило: по истечении пяти лет со дня предоставления такого участка в безвозмездное пользование он может быть предоставлен лишь в аренду. Затем, по прошествии десяти лет со дня заключения договора аренды, при условии предварительного перевода участка из состава земель лесного фонда в земли иных категорий, участок может быть передан в собственность (ч. 6 ст. 2, ч. 13 ст. 10 Закона N 119-ФЗ).

Предоставление земельных участков в связи с развитием отдельных территорий РФ
Бесплатное предоставление земельных участков предусмотрено законодателем, в частности, в целях социально-экономического развития отдельных территорий РФ. В данной группе можно выделить следующие случаи.
1. Участок, предоставленный гражданину на территориях, определенных региональным законодательством, в безвозмездное пользование для ИЖС, ведения личного подсобного хозяйства или осуществления деятельности КФХ, по истечении пяти лет может быть предоставлен в собственность такого гражданина бесплатно.
Подобное правило действует в отношении участков, предоставленных в безвозмездное пользование для ИЖС или ведения личного подсобного хозяйства гражданам, работающим по основному месту работы на территориях и по специальностям, установленных региональным законодательством. Необходимым условием для получения таких участков бесплатно является их использование в течение пяти лет в соответствии с установленным разрешенным использованием (пп. 4, 5 ст. 39.5 ЗК РФ).
2. Участок площадью не более одного гектара на территории Дальневосточного федерального округа может быть бесплатно передан в собственность гражданина РФ.
Такой участок передается в собственность по истечении пяти лет со дня предоставления его гражданину в безвозмездное пользование, а в случае если на участке расположен объект ИЖС, принадлежащий гражданину на праве собственности и соответствующий установленным требованиям, либо если гражданину предоставлен кредит на строительство такого объекта ИЖС с условием передачи земельного участка после регистрации права собственности на него в залог кредитной организации, — до истечения указанного срока. Также у гражданина есть право арендовать указанный участок или приобрести его в собственность за плату, если его площадь превышает один гектар (пп. 9 ст. 39.5 ЗК РФ; ч. 2, 5, 6.1, 6.2 ст. 2 Закона от 01.05.2022 N 119-ФЗ; п. п. 1, 2 Приложения к Постановлению Правительства РФ от 16.09.2022 N 1459).

В соответствии с Законом Московской области № 23/96-ОЗ «О регулировании земельных отношений в Московской области», Законом Московской области
№ 106/2022-ОЗ «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области и органами государственной власти Московской области», Законом Московской области
№ 107/2022-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области» органы местного самоуправления муниципальных образований Московской области наделены правом, самостоятельно принимать нормативные правовые акты, регулирующие порядок предоставления земельных участков на своих территориях.

Первоочередное обеспечение земельными участками инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов является мерой социальной поддержки, направленной не на всех инвалидов и не на все семьи, имеющие в своем составе инвалидов, а на тех относящихся к этой категории лиц, которые нуждаются
в получении такой социальной поддержки как дополнительной гарантии реализации их жилищных прав, то есть на инвалидов и семьи, имеющие в своем составе инвалидов, которые состоят на жилищном учете или имеют основания для постановки на жилищный учет.

Согласно статье 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ
«О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 181-ФЗ) инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков
для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного хозяйства
и садоводства. Вместе с тем указанная статья регламентирует способы реализации права инвалидов и их семей на улучшение жилищных условий.

Основанием для отказа в предоставлении государственной услуги является отсутствие у заявителя постоянной регистрации на территории соответствующего муниципального образования, непредставление справки об инвалидности, документа, подтверждающего постановку на учет в качестве нуждающегося
в улучшении жилищных условий.

Также следует отметить, что первоочередное предоставление земельных участков в рассматриваемом случае предполагает предоставление участка без проведения аукциона (торгов) в собственность или аренду, однако не означает обязанность уполномоченного органа предоставить любой произвольно выбранный земельный участок.

Таким образом, прежде чем обратиться за первоочередным предоставлением земельного участка, инвалидам и семьям, имеющим детей – инвалидов, необходимо встать на учет по месту жительства в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, поскольку отсутствие информации о таком учете будет являться основанием для отказа в предоставлении земельного участка в льготном порядке.

Согласно пунктам 3, 4 указанных выше Правил учет нуждающихся в улучшении жилищных условий инвалидов и семей, имеющих детей — инвалидов, осуществляется по месту жительства специально уполномоченным органом местного самоуправления либо специально назначенным должностным лицом на основании соответствующего заявления с приложением необходимого пакета документов.

К основным гарантиям, которые государство должно предоставлять инвалидам, относится, в том числе, право инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства, закрепленное статьей 17Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Закон № 181-ФЗ).

При реализации данного права местоположение земельного участка определяется органом местного самоуправления, который на основании заявления гражданина о предоставлении земельного участка, отражающего предъявляемые к участку требования, обязан обеспечить гражданину выбор земельного участка на основе документов и сведений кадастра недвижимости, соответствующего данным характеристикам.

Вместе с тем, посчитала Екатерина Розум, Суд ошибочно применил положения ст. 20 Закона Самарской области «О земле», поскольку в силу ст. 2 данного закона действие ст. 15, 20–22, ч. 1 ст. 25 и ст. 26 не распространяется на земельные участки, занятые зданиями, сооружениями. Оборот указанных земельных участков регулируется федеральным законодательством. Аналогичная норма содержится в ст. 1 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения. Оборот указанных земельных участков регулируется ЗК РФ (п. 7 ст. 27 ЗК РФ).

Вам может понравиться =>  Можно Ли Чеки 2022 Года Принять К Учету В 2022 Году

Эксперт посчитал, что если не брать спорность самой позиции о допустимости этого критерия, то все остальные выводы суда весьма предсказуемы: размер участка явно несоразмерен тем объектам недвижимости, которые на нем возведены, что и должно быть основанием для отказа в выкупе.

Когда кассационный суд оставил решение первой инстанции в силе, администрация обратилась в Верховный Суд. ВС посчитал, что апелляция дала правильную критическую оценку представленному в дело градостроительному обоснованию использования земельного участка для эксплуатации складов, поскольку оно содержит выводы о необходимости использования земельного участка не только для эксплуатации названных объектов, но и для проектирования левады для выпаса и кормления сельскохозяйственных животных, что не соответствует целям предоставления земельного участка и противоречит виду разрешенного использования данного участка под строительство зданий, сооружений, используемых для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции. Также, посчитал ВС, являются обоснованными выводы суда апелляционной инстанции о том, что указание в градостроительном обосновании необходимости обустройства зоны отдыха сотрудников, зоны озеленения и зоны свалки мусора не свидетельствует о том, что площадь земельного участка соразмерна площади, необходимой для эксплуатации складов.

При этом второй элемент не представляет какого-либо интереса, посчитал эксперт, так как никаких выдающихся вопросов не исследуется. «В отношении же вопроса соразмерности участка ВС РФ еще раз подтвердил позицию, что это должно исследоваться судами при разрешении споров о праве на выкуп. Несмотря на то что при внесении масштабных изменений в ЗК критерий несоразмерности был исключен из упоминания в тексте ЗК РФ, судебная практика последовательно настаивает на необходимости его учета, обосновывая это необходимостью соблюдения баланса публичных и частных интересов», – отметил Дмитрий Некрестьянов.

Младший юрист Land Law Firm Екатерина Розум отметила, что основным аргументом Суда, вставшего на сторону администрации, стало отсутствие доказательств необходимости использования земельного участка в испрашиваемой площади. Она указала, что собственники зданий имеют исключительное право на приватизацию земельного участка, занятого этим зданием. Однако по смыслу положений ЗК РФ приобретение данного земельного участка имеет целью обеспечение возможности эксплуатации таких объектов недвижимости (Постановление Президиума ВАС от 19 ноября 2013 г. № 8536/13). Следовательно, на Максиме Купцове действительно лежало бремя доказывания размера приобретаемого земельного участка. Однако соответствующих доказательств Купцовым не было представлено, в силу чего отказ суда обоснован.

В случае подачи в течение 20 календарных дней с момента публикации решения представительного органа муниципального образования об утверждении Перечня нескольких заявлений от различных заявителей на предоставление одного и того же земельного участка заявления рассматриваются в порядке очередности постановки заявителей на учет. По истечении указанного срока заявления рассматриваются в порядке очередности их подачи.

Таким образом, первоочередное обеспечение земельными участками инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, для индивидуального жилищного строительства является мерой социальной поддержки, направленной не на всех инвалидов и семьи, имеющие в своем составе инвалидов, а только на инвалидов и семьи, имеющие в своем составе инвалидов, состоящих на жилищном учёте или имеющих основания для постановки на жилищный учёт.

Орган местного самоуправления не позднее чем через 5 рабочих дней со дня принятия решения выдает заявителю под роспись или направляет заказным письмом с уведомлением копию принятого решения, а в случае положительного решения — с приложением трех экземпляров проектов договоров аренды.

Тезис: предоставление земельного участка в первоочередном порядке требует подтверждения нуждаемости в улучшении жилищных условий. Льгота состоит в предоставлении земельного участка в первоочередном, безаукционном порядке, но такое предоставление не является безвозмездным.

В целях предоставления заявителям земельных участков в аренду соответствующие органы местного самоуправления формируют и не позднее 180 календарных дней после постановки на учет первого заявителя утверждают перечень земельных участков, поставленных на кадастровый учет в результате проведенных межевых работ, а также стоящих на кадастровом учете как ранее учтенные с указанием кадастрового номера, местоположения, вида разрешенного использования земельного участка и его площади, предназначенных для предоставления в аренду в целях индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) (далее — Перечень).

1 октября 2012 года администрацией Новгородской области принято постановление № 587 «Об утверждении порядка предоставления земельных участков из земель, находящихся в собственности Новгородской области, муниципальных образований области, а также государственная собственность на которые не разграничена, гражданам, имеющим в соответствии с федеральным законодательством внеочередное или первоочередное право на получение земельных участков для целей индивидуального жилищного строительства, на территории Новгородской области», первоначальный текст которого опубликован в издании «Новгородские ведомости» (официальный выпуск) 12 октября 2012 г., № 17.

Инвалид 2 группы Осипова Н.В., проживающая в [скрыто], обратилась в суд с заявлением об оспаривании пунктов 2.8 и 3 Порядка, ссылаясь на то, что она 17 января 2013 года обратилась в администрацию Новгородского муниципального района с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства. Однако в предоставлении земельного участка ей было отказано на основании пункта 2.8 Порядка, в соответствии с которым земельные участки предоставляются в границах муниципального образования (сельского (городского) поселения, городского округа), на территории которого проживают граждане.

Обращаясь к преамбуле и статье 2 Закона, мы видим, что закон определяет систему гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества, а также систему мер, обеспечивающую социальные гарантии инвалидам, устанавливаемую законами и иными нормативными правовыми актами.

Согласно пункту 17 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 г. № 901 инвалиды и семьи, имеющие в своем составе инвалидов, обеспечиваются в первоочередном порядке земельными участками для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства на основании заявления и приложенной к нему копии справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной учреждением государственной службы медико-социальной экспертизы, подаваемых в установленном порядке в органы местного самоуправления.

Верховный Суд, рассматривая данную норму в контексте наименования самой статьи (!), статьи 7 Конституции РФ, а также «Правил предоставления льгот инвалидам. «[1], приходит к выводу, что инвалиды и семьи, имеющие в своём составе инвалидов, подлежат обеспечению земельными участками для индивидуального жилищного строительства в первоочередном порядке только в том случае, если они признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий или имеют основания для постановки на жилищный учет.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ АЛТАЙСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ ПО ДЕЛУ N 33-4961/2013

Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Поповой Н.П.,
судей Бусиной Н.В., Кузнецовой С.В.,
при секретаре К.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу представителя истца К.И. — М. на решение Ленинского районного суда г. Барнаула Алтайского края от 11 апреля 2013 года
по делу по иску К.И. к администрации г. Барнаула Алтайского края, Главному управлению имущественных отношений Алтайского края, комитету по земельным ресурсам и землеустройству г. Барнаула о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка, признании права на внеочередное получение земельного участка в связи с инвалидностью ребенка, возложении обязанности предоставить земельный участок,
Заслушав доклад судьи Кузнецовой С.В.,

Дают ли земельные участки инвалидам бесплатно

Следовательно, надел можно получить в собственность родителям или законным опекунам – государство не акцентирует внимание на биологическом родстве ребенка-инвалида и взрослыми, которые занимаются его воспитанием и в семье которых ребенок проживает постоянно.

К юристу обратилась Вера П., мать 2-х детей инвалидов. Женщина обратилась в администрацию с заявлением о выделении участков для каждого из детей в расчете на получение смежных наделов. Но в администрации Вере сказали, что она имеет право требовать участок только для одного из детей. Юрист, в ответ на неправомерные действия муниципалитета, составил жалобу на имя руководителя. После рассмотрения жалобы обоих детей женщины поставили в очередь.

  • получить письменный мотивированный отказ;
  • передать документ для ознакомления юристу, или самостоятельно проверить текст бумаги на соответствие действующему законодательству;
  • по итогам изучения отказа составить жалобу на имя руководителя, либо обратиться в прокуратуру;
  • написать исковое заявление в суд, если ни чиновники, ни прокуратура не решают вопрос в пользу инвалида.

До недавнего времени для возведения капитального дома подходили только первые 2 категории ВРИ. Садовые участки можно было использовать как дачи, то есть возводить легкие дома и нежилые постройки. Но сегодня допускается возведение дома для постоянного проживания и на участке для садоводства – такая постройка будет поставлена на кадастровый учет и в ней можно будет прописаться.

Поддержка людей с ограниченными возможностями является одной из приоритетных задач государства. Одним из видов соцподдержки является улучшение жилищных условий, в том числе за счет предоставления земли. В этой статье разберемся, какие инвалиды могут претендовать на земельные участки, на каких условиях наделы передаются в собственность и что для этого потребуется.

Важно отметить, что гражданин должен имеет в собственности транспортное средство или другое средство передвижения. Земельный участок предоставляется
в радиусе пешеходной доступности не более 100 метров от входов в жилые дома
по месту жительства, с учетом срока, на который установлена инвалидность,
но не более чем на 5 лет.

Если земельный участок стоит на государственном кадастровом учете
и, обязательное условие, «свободен от прав третьих лиц», гражданин подает заявление о предоставлении земельного участка с приложением документа удостоверяющего личность и подтверждающего принадлежность гражданина
к данной категории граждан в Департамент имущественно-земельных отношений города Ростова-на-Дону.

Если же у земельного участка границы не установлены и он свободен от прав третьих лиц, в Департамент подается заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка с приложением вышеуказанных документов
и схемой расположения земельного участка. Необходимо отметить, что схема расположения земельного участка содержит сведения о площади, координатах участка и его местоположения на карте в виде графического изображения.

Вам может понравиться =>  На Что Можно Потратить Капитал Семья В Ульяновской Области В2022

В случае, если земельный участок сформирован и стоит на государственном кадастровом учете, в Департамент имущественно-земельных отношений города Ростова-на-Дону подается заявление о предоставлении земельного участка для временного размещения (эксплуатации) индивидуального гаража с приложением документа удостоверяющего личность, подтверждающего принадлежность гражданина к данной категории граждан, документа, подтверждающего наличие у заявителя в собственности транспортного средства или другого средства передвижения.

Инвалиды, родители (усыновители, опекуны, попечители) детей-инвалидов, опекуны (попечители) инвалидов с детства, ветераны Великой Отечественной войны, могут воспользоваться первоочередным правом на приобретение в аренду земельного участка для временного размещения индивидуального гаража (при переходе прав на индивидуальный гараж) либо места для стоянки для технического и другого средства передвижения.

Аналогичный вывод содержит Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда № 33-5328/2022 от 22 марта 2022 г. (право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства предусмотрено законодателем с целью установления дополнительных гарантий реализации жилищных прав инвалидов, соответственно, связано с нуждаемостью инвалида в улучшении жилищных условий; в остальных случаях земельный участок предоставляется инвалиду, не признанному нуждающимся в улучшении жилищных условий, в общем порядке).

Аналогичный вывод содержит Апелляционное определение Свердловского областного суда № 33-13361/2022 от 26 июля 2022 г., Апелляционное определение Красноярского краевого суда № 33-8605/2022 от 12 августа 2022 г. (истец в установленном порядке малоимущим не был признан, что послужило основанием для отказа в удовлетворении требований о его постановке на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору социального найма).

В этом деле гражданин обратился в суд с иском к администрации города о признании отказа в предоставлении земельного участка незаконным и возложении обязанности по предоставлению земельного участка, сославшись на то, что он является инвалидом и имеет право на первоочередное выделение земельного участка.

При этом истец страдает заболеванием, входящим в Перечень, утвержденный постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 г. № 378 «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире».

В дальнейшем гражданка была исключена из списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в связи с отсутствием оснований стоять на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, так как проживает в жилом помещении, площадь которого превышает учетную норму.

Правда ли, что инвалидам полагается бесплатный земельный участок? Разбираем подробно

И государство, на первый взгляд, позаботилось о том, чтобы обеспечить землей людей с инвалидностью. Такой пункт есть в Федеральном законе от 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», который в статье 17 содержит, кроме прочего, прямые отсылки к обеспечению инвалидов собственными земельными участками. Также это право подтверждают Земельный кодекс.

Верховный суд решил, что первоочередное право на участок для ИЖС – это одна из дополнительных гарантий реализации жилищных прав, а такие права в принципе привязываются к факту нуждаемости. И в итоге право на землю относится не к любому инвалиду, а только к тому, для кого установлена эта сама нуждаемость.

Как мы писали выше, на федеральном уровне инвалидам гарантируется выделение земельного участка в аренду на платной основе. Но при этом регионы могут принимать свои законы и за свой счет выдавать инвалидам и их семьям участки уже в собственность и бесплатно. В каждом конкретном регионе нужно отдельно уточнять, действует ли такой закон.

Ситуация, когда инвалидам не предоставляют первоочередное право на земельный участок, если те не нуждаются в улучшении жилищных условий, не прошла мимо депутатов Госдумы. Соответствующее решение Верховного суда датируется 2022 годом, а в 2022-м на рассмотрение Госдумы внесли законопроект, который решил бы эту проблему.

Этот вопрос считается спорным, однако такое условие подтвердил даже Верховный суд – то есть, его обжаловали на самом высоком уровне, и что-то изменить уже не получится. Нижестоящие суды также принимают такую позицию и считают, что право на первоочередное получение земельного участка для инвалидов неразрывно связано с их нуждаемостью в улучшении жилищных условий.

Согласно пункту 1 статьи 17 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», инвалиды и семьи, имеющие детей – инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.В соответствии с пунктом 14 указанного закона, инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.

Признать незаконным решение департамента земельных отношений администрации г.Перми, изложенный в письме №. от 05.04.2022 года, об отказе Оганесян С.И. в предоставлении земельного участка без проведения торгов в аренду на 20 лет для индивидуального жилищного строительства.

В силу пункта 3 постановления Правительства РФ от 27.07.1996 года №901 «О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей – инвалидов» по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, органам исполнительной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления необходимо было осуществить организационные меры, обеспечивающие предоставление льгот инвалидам и семьям, имеющим детей – инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, по получению земельных участков для индивидуального жилищного строительства ведения подсобного и дачного хозяйства.

Частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее — орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров

Конституция Российской Федерации (статья 7), провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие каждого человека, возлагает на государство обязанность обеспечивать государственную поддержку инвалидов, развивать систему социальных служб, устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Дают ли земельные участки инвалидам бесплатно

На основании статьи 17 ФЗ № 181 от 1995 года Земельные наделы могут перейти в личную собственность лицам с ограниченной возможностью и использоваться ими для:

Раньше общей структурой классификатора ВРИ (вид разрешённого использования) разрешалось возводить капитальные здания и лёгкие постройки только для двух первых категорий. То есть на садовых участках нельзя было построить капитальные строения, а лишь нежилые дома и подсобные постройки. В данный момент построить дом с фундаментом можно, который будет поставлен на кадастровый учёт с постоянной пропиской и последующим проживанием.

Земельный надел может передаваться и безвозмездно, и со льготной скидкой от кадастровой стоимости. Условия предоставления можно узнать при помощи консультации у юриста по земельным вопросам, а также обратившись в органы муниципальной региональной власти.

Верховный Суд пояснил нюансы предоставления участка в собственность без торгов

22 июля 2022 г. администрация муниципального района Кинельский Самарской области и глава крестьянско-фермерского хозяйства заключили договор аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения на 10 лет. Договор стороны зарегистрировали в Управлении Росреестра по Самарской области. 17 октября 2022 г. с согласия арендодателя был заключен договор о передаче прав и обязанностей арендатора по договору аренды между предпринимателем и Максимом Купцовым. Договор также был зарегистрирован в Росреестре.

Эксперт посчитал, что если не брать спорность самой позиции о допустимости этого критерия, то все остальные выводы суда весьма предсказуемы: размер участка явно несоразмерен тем объектам недвижимости, которые на нем возведены, что и должно быть основанием для отказа в выкупе.

Кроме того, Пленум ВС в п. 25 Постановления от 9 июля 2022 г. № 17 «О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде кассационной инстанции» указал, что суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какой судебный акт должен быть принят при новом рассмотрении административного дела. Вместе с тем, если кассация придет к выводу, что судами первой или апелляционной инстанций допущены нарушения норм процессуального права при исследовании и оценке доказательств, приведшие к судебной ошибке, без устранения которой невозможны восстановление и защита прав, суд учитывает эти обстоятельства при вынесении кассационного определения.

Когда кассационный суд оставил решение первой инстанции в силе, администрация обратилась в Верховный Суд. ВС посчитал, что апелляция дала правильную критическую оценку представленному в дело градостроительному обоснованию использования земельного участка для эксплуатации складов, поскольку оно содержит выводы о необходимости использования земельного участка не только для эксплуатации названных объектов, но и для проектирования левады для выпаса и кормления сельскохозяйственных животных, что не соответствует целям предоставления земельного участка и противоречит виду разрешенного использования данного участка под строительство зданий, сооружений, используемых для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции. Также, посчитал ВС, являются обоснованными выводы суда апелляционной инстанции о том, что указание в градостроительном обосновании необходимости обустройства зоны отдыха сотрудников, зоны озеленения и зоны свалки мусора не свидетельствует о том, что площадь земельного участка соразмерна площади, необходимой для эксплуатации складов.

  • допустимость исследования вопроса о соразмерности земельного участка объекту недвижимости при выкупе без торгов собственником объекта;
  • возможность установления до 1 июля 2022 г. дополнительных оснований для отказа в предоставлении участков законами субъектов РФ.
Adblock
detector