Аттестация рабочих мест сроки проведения штрафы

Как всегда, мы постараемся ответить на вопрос «Аттестация рабочих мест сроки проведения штрафы». А еще Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте не выходя из дома.

Структура СОУТ предназначена для защиты прав сотрудников, работающих на местах повышенной опасности, посредством выявления недобросовестных работодателей на территории РФ, незаконно экономящих на выплатах.

Новшества по исполнению СОУТ

  • Закон № 426-ФЗ;
  • КоАП (ст. 5.27.1);
  • Трудовой кодекс;
  • Уголовный кодекс (ст. 143);
  • Постановление Правительства РФ №290 14.04.2022 (содержащее список рабочих зон, в отношении которых обозначены особенности проведения проверок).

Административная ответственность

Если непроведение СОУТ повлекло смерть сотрудника на предприятии или ухудшение его здоровья, то гендиректор и специалист по ОТ привлекаются к уголовной ответственности. В УК РФ (ст. 143) прописаны наказания:

Согласно Статье 17 «Обязанности работодателя по обеспечению охраны труда» Закона Республики Беларусь «Об охране труда» работодатель обязан обеспечивать проведение аттестации рабочих мест по условиям труда, паспортизации санитарно-технического состояния условий и охраны труда.

Аттестация рабочих мест

Заметим, что по условиям проведения аттестации рабочих мест процедура обязательна как для существующих рабочих мест, так и для вновь созданных в процессе ведения бизнеса (например, при реконструкции производства, внедрении новой техники).

Какие рабочие места подлежат аттестации?

  • обнаружения вредных условий, которые воздействуют на здоровье работника и влияют на безопасность труда;
  • разработки мероприятий по улучшению условий труда;
  • определения права работника на пенсии по возрасту за работу с особыми условиями труда;
  • определения права работника на дополнительный отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
  • определения права работника на сокращенную продолжительность рабочего времени за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
  • определения права работника на оплату труда в повышенном размере путем установления доплат за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
  • определения обязанностей нанимателя по профессиональному пенсионному страхованию работников.

При неустранении или выявлении повторных нарушений, а также при выявлении нарушений, устранение которых невозможно, меры ответственности применяются в порядке, установленном законодательством, говорится в Инструкции о проведении оценки.

– перечень рабочих мест по профессиям и должностям, на которых по результатам аттестации не под­тверждены условия труда, дающие право на сокращенную продолжительность рабочего времени за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, дополнительный отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, оплату труда в повышенном размере путем установления доплат за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, а также влекущие обязанности нанимателя по профессиональному пенсионному страхованию работников;

Итоговое заключение и профилактика нарушений

– перечень рабочих мест медработников, на которых по результатам аттестации подтверждены условия труда, соответствующие требованиям раздела I перечня учреждений, организаций и должностей для целей профессионального пенсионного страхования медицинских и педагогических работников, утв. постановлением Совмина от 09.10.2008 № 1490, и влекущие обязанности нанимателя по профессиональному пенсионному страхованию работников;

  • cписком производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда, а также Списком производств, работ, профессий, должностей и показателей на работах с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда (утв. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25 мая 2005 г. № 536);
  • перечнем текстильных производств и профессий для целей профессионального пенсионного страхования работниц текстильного производства, занятых на станках и машинах (утв. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 9 октября 2008 г. № 1490);
  • разделом I перечня учреждений, организаций и должностей для целей профессионального пенсионного страхования медицинских и педагогических работников (утв. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 9 октября 2008 г. № 1490);
  • списком производств, цехов, профессий и должностей с вредными и (или) опасными условиями труда, работа в которых дает право на сокращенную продолжительность рабочего времени (утв. постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 7 июля 2022 г. № 57).

Не проведение Аттестации, нарушение порядка проведения Аттестации, представление документов по Аттестации, содержащих недостоверные сведения, влечет наложение штрафа в размере от 20 до 50 базовых величин, а на юридическое лицо — до 100 базовых величин (статья 9.19 КоАП).

Позднее

по результатам предыдущей Аттестации установлен класс условий труда 1 или 2
на рабочих местах уровни вредных и (или) опасных факторов производственно й среды ниже ПДК и ПДУ, и эти уровни подтверждены протоколами измерений и исследований.

В КоАП введена статья 5.27.1, предусматривающая ответственность за нарушения порядка организации и проведения СОУТ и выдачи работникам средств индивидуальной защиты. Введены и новые штрафы — от предупреждения или 5000 рублей для должностных лиц до 80 000 рублей при первом нарушении, а при повторных — от 30 000 до 200 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Аттестацию тоже проводил работодатель с привлечением специальной организации, тоже образовывалась комиссия, определялись классы опасности и составлялся отчет. Срок аттестации рабочих мест сопоставим со сроками проведения специальной оценки условий труда. То есть фундаментально, хоть СОУТ фактически и заменил АРМ, функции и задачи остались прежними:

Трудовое законодательство

Относительно недавно в отечественном законодательстве произошли изменения, касающиеся охраны труда на предприятиях. С 01.01.2022 вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ, который заменил процедуру аттестации рабочих мест (АРМ) на специальную оценку условий труда (СОУТ).

ТК РФ предусматривает, что работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о спецоценке (ч. 2 ст. 212 ТК РФ). Поэтому проведение спецоценки обязательно в отношении рабочих мест всех работников, кроме (ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ ):

Если до 01.01.2022 работодатель проводил аттестацию рабочих мест по старым правилам, он может не проводить спецоценку условий труда в отношении таких рабочих мест в течение 5 лет со дня завершения последней аттестации (ч. 4 ст. 27 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ ). Это правило не касается случаев, когда у работодателя возникает обязанность провести внеплановую спецоценку (например, при вводе в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест, при получении предписания государственного инспектора труда или при замене производственного оборудования, которое может повлиять на уровень воздействия вредных или опасных факторов) (ст. 17 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ ).

Аттестация рабочих мест обязательна или нет?

С 01.01.2022 понятие «аттестация рабочих мест» заменено термином «специальная оценка условий труда» или «спецоценка условий труда». И если раньше вопросы аттестации рабочих мест регламентировались Приказом Минздравсоцразвития от 26.04.2011 № 342н, то теперь спецоценка проводится в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 426-ФЗ.

– перечень рабочих мест работниц текстильных профессий, на которых по результатам аттестации подтверждены условия труда, соответствующие требованиям Перечня текстильных производств и профессий для целей профессионального пенсионного страхования работниц текстильного производства, занятых на станках и машинах, утв. постановлением Совмина от 09.10.2008 № 1490, и влекущие обязанности нанимателя по профессиональному пенсионному страхованию работников;

Права проверяющих: придут и поднимут архивы

– протокол результатов обследования рабочего места в целях проверки на соответствие производственного оборудования и технологических процессов требованиям охраны труда и запланированных (принятых) мер по устранению выявленных недостатков;

Итоговое заключение и профилактика нарушений

Нарушение работодателем или его уполномоченным должностным лицом требований законодательства о своевременном оформлении документов о стаже работы, заработке и результатах аттестации рабочих мест по условиям труда, необходимых для назначения пен­сий, либо непредставление указанных документов в установленные сроки, либо представление таких документов, содержащих неполные или недостоверные сведения, влекут наложение штрафа в размере от 20 до 50 базовых величин (от 510 до 1,275 тыс. руб.).

Вам может понравиться =>  Новая Форма 2-Ндфл С 2022 Года Образец Заполнения Где Ставить Печать
Adblock
detector