Правила Переселения Из Аварийного Жилья Собственников В 2022 Году Москва

Правила и порядок получения сертификата при переселении из аварийного жилья

  • Государство выкупает 1 квадратный метр по цене 83 963 руб.
  • Покупаем столько же, сколько было, но не менее 33,5 кв.м
  • Гражданин должен принять решение – до 01.05.2022
  • Осуществляет покупку квартиры на территории любого городского округа Московской области — в течение 6 месяцев
  • Оплата договора купли-продажи квартиры, комнаты, жилого дома;
  • Оплата по договору по ДДУ;
  • Оплата по договору подряда на строительство жилого дома;
  • Оплата первого взноса по договору жилищного кредита, % по кредиту (ипотека);
  • Оплата разницы по договору мены
  1. Подача гражданином заявления в ОМСУ
  2. Подписание с гражданином соглашения о предоставлении субсидии (сертификата)
  3. Самостоятельный поиск гражданином жилого помещения
  4. Заключение договора на приобретение жилого помещения
  5. Перечисление субсидии по заключенному договору

Статья 16

2) срок переселения граждан из каждого многоквартирного дома, включенного в перечень, указанный в пункте 1 настоящей части. При этом в первоочередном порядке подлежат переселению граждане из многоквартирных домов, которые расположены на территории муниципального образования и год признания которых аварийными и подлежащими сносу или реконструкции предшествует годам признания аварийными и подлежащими сносу или реконструкции других многоквартирных домов, расположенных на территории этого муниципального образования, а также из многоквартирных домов при наличии угрозы их обрушения или при переселении граждан на основании вступившего в законную силу решения суда. В случае, если несколько многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в разные годы, расположены в границах одного элемента планировочной структуры (квартала, микрорайона) или смежных элементов планировочной структуры, переселение граждан из этих домов может осуществляться в рамках одного этапа региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда;

11.1. Внесение изменений в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, предусматривающих продление срока реализации этапа этой программы в связи с необходимостью завершения мероприятий, предусмотренных таким этапом, не является основанием для неприменения предусмотренных статьей 23.1 настоящего Федерального закона последствий нарушения требований части 11 настоящей статьи.

3) предоставление указанным в пункте 2 настоящей части гражданам, не имеющим иного пригодного для проживания жилого помещения, находящегося в собственности или занимаемого на условиях социального найма, субсидии на приобретение (строительство) жилых помещений в размере, не превышающем разницы между стоимостью жилого помещения, равнозначного по площади изымаемому, рассчитанной исходя из нормативной стоимости квадратного метра, и полученным возмещением, и (или) субсидии на возмещение части расходов на уплату процентов в размере не выше ключевой ставки за пользование займом или кредитом, полученными в валюте Российской Федерации и использованными на приобретение (строительство) жилых помещений. Нормативная стоимость квадратного метра определяется как стоимость одного квадратного метра общей площади жилого помещения, определяемая по субъектам Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства (за исключением государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства) и жилищно-коммунального хозяйства. Предоставление субсидии за счет средств Фонда может осуществляться не позднее окончания срока деятельности Фонда;

11. Этапы региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда (за исключением этапа 2024 года) должны быть реализованы не позднее чем 31 декабря года, следующего за годом, в котором осуществляется соответствующее этому этапу увеличение лимита предоставления финансовой поддержки субъекту Российской Федерации, а в случае, если такое увеличение не осуществляется, — не позднее чем 31 декабря года, следующего за годом принятия Фондом решения о предоставлении финансовой поддержки на реализацию соответствующего этапа. Этап 2024 года региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должен быть реализован не позднее чем 1 сентября 2025 года.

3) объем средств Фонда, объем долевого финансирования за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и (или) внебюджетных средств на переселение граждан из аварийного жилищного фонда на весь период действия этой программы, но не более чем на текущий календарный год и два последующих календарных года с разбивкой этой программы по этапам, начало реализации которых приходится на указанные годы;

Государство выкупает один квадратный метр по цене 83 963 рубля. Минимальный метраж составляет 33,5 квадратных метра, даже если площадь, которая принадлежит собственнику, по факту меньше. Таким образом, минимальная выплата по сертификату составит 2 812 760 рублей. Если площадь жилого помещения больше минимальной, то выкуп идет по фактическому метражу. К примеру, собственник квартиры площадью 60 квадратных метров получит сертификат на сумму чуть более пяти миллионов рублей.

В Московской области в рамках реализации нацпроекта «Жилье и городская среда» и федерального проекта «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда» идет процесс переселения граждан из аварийных домов в новые благоустроенные квартиры. Для того чтобы ускорить этот процесс, власти Подмосковья предлагают собственникам получить жилищный сертификат, с помощью которого они смогут самостоятельно и оперативно решить свой квартирный вопрос. Как и где получить сертификат, а также какое жилье с его помощью можно приобрести, читайте в материале портала mosreg.ru.

В аварийных домах, расположенных на территории Московской области, на сегодняшний день проживают 25,3 тысячи человек. В рамках нацпроекта «Жилье и городская среда» 15 тысяч из них власти Подмосковья планировали обеспечить новым жильем за период 2022–2025 годов. Благодаря введению жилищных сертификатов этот процесс может завершиться до конца 2023 года.

Собственник аварийного жилья должен до 1 мая 2022 года принять решение о желании получить сертификат и подать заявление в орган местного самоуправления. На основании этого документа с гражданином будет подписано соглашение о предоставлении сертификата. Гражданин самостоятельно выбирает способ его реализации. Сделать это необходимо в течение шести месяцев после получения. До момента переселения в новое жилье семья продолжает проживать в старой квартире.

Правила Переселения Из Аварийного Жилья Собственников В 2022 Году Москва

Исходя из части 8 статьи 32 ЖК РФ, предоставление взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение возможно исключительно при наличии волеизъявления сторон соглашения — собственника изымаемого жилого помещения и органа, осуществляющего изъятие. Таким образом, предоставление жилого помещения взамен изымаемого, является по сути заменой денежного возмещения натуральной формой с доплатой разницы между стоимостью предоставляемого жилого помещения и размером возмещения той или иной стороной.

Пункт 3 части 6 статьи 16 Федерального закона N 185-ФЗ устанавливает направления расходования средств Фонда ЖКХ и поскольку упоминаемая в нем субсидия, в случае принятия субъектом Российской Федерации решения о предоставлении граждан таких субсидий, будет являться дополнительной мерой поддержки граждан при переселении из аварийного жилищного фонда, на получателей субсидий будет распространяться условие, предусмотренное частью 8.1 статьи 32 ЖК РФ. Более того, по мнению Минстроя России, субъект Российской Федерации, принимая решение об установлении дополнительных мер поддержки граждан при переселении из аварийного жилья, вправе устанавливать дополнительные условия, предъявляемые к гражданам-получателям субсидий, помимо установленных ЖК РФ и Федеральным законом N 185-ФЗ, таким образом конкретизируя категории получателей субсидий.

Согласно части 3 статьи 35 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда, принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

По мнению Минстроя России, в этих случаях размер возмещения может быть определен исходя из рыночной стоимости приобретенного имущества, что следует из совокупного толкования норм ЖК РФ и Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее -Федеральный закон N 135-ФЗ). Согласно статье 7 Федерального закона N 135-ФЗ если в нормативном правовом акте отсутствует указание на вид стоимости, то исходя из норм указанной статьи используется рыночная стоимость.

По результатам анализа правоприменительной практики и с учетом степени востребованности гражданами дополнительных мер поддержки при переселении из аварийного жилья, Минстроем России при необходимости будут подготовлены соответствующие изменения в законодательство.

Важным новшеством является то, что гражданам теперь нужно будет выплачивать определенную плату за получение нового жилья. Это дает возможность собственникам самостоятельно выбирать себе жилую площадь. Например, если человек не желает переезжать в квартиру с такими же параметрами, ему потребуется доплатить за дополнительные квадратные метры.

Программа расселения из ветхого и аварийного жилья начала свое действие еще в 2002 году. Ее цель – обеспечить население жильем с качественными условиями проживания, которые не представляют угрозы для жизни и здоровья человека. Благодаря данной программе люди получили возможность переехать в новое жилье с оптимальными условиями переселения и наличием всех необходимых коммуникаций.

Судебная практика, которая касается расселения из непригодных для проживания квартир, довольно обширная. Чаще всего в суд обращаются граждане, которые недовольны новыми условиями проживания, а также действиями чиновников. Люди нередко указывают на некомпетентность госслужащих, их халатное отношение к выполнению программы, а также коррумпированность.

  • Новая жилая площадь должна полностью соответствовать старой по параметрам либо размерам, установленным законодательством, – не менее 18 кв.м на одного человека. Например, если граждане до расселения проживали в маленькой квартире, где на одного приходилось всего 10 кв.м, то они вправе претендовать на более большое жилье – по 18 кв.м на каждого члена семьи.
  • Условия проживания в новом доме должны быть не хуже, чем в старом.
  • Первоочередное право на получение новой недвижимости имеют лица, у которых больше нет никакого жилья.
  • При проживании владельца в другом населенном пункте, ему может быть выдана денежная компенсация.
  • При постановке собственника аварийного жилья на учет по программе улучшения условий проживания он получит новую квартиру с учетом недостающих квадратных метров.
  • Расселение не предусматривается в коммунальные квартиры.
  • Новая жилая площадь выделяется в том же районе, где находится непригодное жилье. Если жильцы не против, им могут подобрать варианты в иных районах.

Изначально обеспечить людей жилой площадью было запланировано в течение 8 лет. Но за это время власти не успели в полной мере реализовать задачи программы. В связи с этим было принято решение о ее продлении до 2022 года. Но и дополнительные 7 лет не принести желаемого результата, поэтому она действует до сих пор и будет закончена в 2022 году.

Кроме того, меняется порядок предоставления финансирования за счет Фонда реформирования на осуществление восстановительного ремонта и обновление сетей инженерных коммуникаций, процедура возвращения средств, предоставленных некоммерческой корпорацией, вводятся нюансы оказания Фондом содействия на расселение жильцов из аварийного жилья, которое получило такой статус после 01.01.2022 г.

Федеральный закон вводит специальный механизм привлечения средств инвесторов в финансирование проектов комплексного развития городских территорий. Имеются в виду субсидии в отношении отдельных застройщиков, подписавших с местной администрацией соглашения о комплексном развитии территорий, на компенсацию произведенных затрат на исполнение обязательств по покупке для жильцов аварийных домов нового жилья или выплату денежной компенсации.

Вам может понравиться =>  Закон об энергетических напитках несовершеннолетним

Указанный правовой акт предусмотрел внесение поправок в Жилищный кодекс РФ, которые уточняют компетенцию органов государственной власти и муниципальных органов по вопросам, связанным с признанием объектов недвижимости жилого назначения непригодными для проживания граждан, жилых многоквартирных зданий аварийными, а также о проведении их капитального ремонта либо реконструкции.

Денежные средства данного некоммерческого Фонда направляются в субъекты Российской Федерации для формирования маневренного жилищного фонда. После принятия закона органы государственной власти субъектов или муниципальные органы должны выделять гражданам, проживающих в аварийных зданиях, временные жилые помещения на срок до 2 лет.

Помимо этого, региональные власти могут решить предоставить в отношении граждан-собственников квартир в аварийном жилом доме субсидий на частичную компенсацию расходов на покупку другого жилья. Следует учитывать, что субсидия на покупку жилого помещения выделяется в размере не более разницы между ценой квартиры, равноценной по метражу изымаемой, которая рассчитывается в зависимости от нормативов стоимости кв. метров, и предоставленной компенсацией.

Правила Переселения Из Аварийного Жилья Собственников В 2022 Году Москва

Согласно ст. 86, ч. 1 ст. 89 Жилищного кодекса РФ граждане, проживающие в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, и являющиеся нанимателями находящегося в нем жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, подлежат выселению с обязательным предоставлением другого, равнозначного по площади благоустроенного применительно к условиям соответствующего населённого пункта жилого помещения по договору социального найма. Предоставляемое жилое помещение должно находиться в границах населённого пункта, в котором расположено аварийное жилье, за исключением случаев выраженного письменно согласия гражданина на предоставление ему жилья в другой местности.

Необходимо отметить, что рыночная стоимость жилого помещения зависит, в том числе, от места расположения земельного участка, т.е., например, очевидно, что жилые помещения, расположенные в г. Якутске, как правило, имеют более высокую стоимость, чем находящиеся в районах республики, а расположенное в центре города жилье стоит дороже, чем находящееся на периферии того же населенного пункта.

Жилищный кодекс РФ и Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденное постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47, предусматривают возможность признания аварийным только многоквартирного дома, вследствие чего частные дома не могут быть включены в региональную программу переселения из аварийного жилья. Вместе с тем, признание частного дома непригодным к проживанию влечет обязанность органа местного самоуправления обеспечить жилищных прав проживающих в нем граждан.

Не исключены случаи предоставления гражданам квартир большей площади по сравнению с ранее занимаемыми, что вынуждает нанимателей осуществлять бремя содержания жилых помещений в повышенном размере. Указанный вариант не противоречит правилу о предоставлении равнозначного жилья, поскольку не ухудшает положение гражданина (п. 59 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ № 3 (2022), утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 14.11.2022).

Степень благоустроенности определяется органами местного самоуправления применительно к условиям каждого конкретного населенного пункта и не всегда означает обязательное наличие центрального отопления или системы водоотведения. Например, согласно постановлению Главы ГО «город Якутск» от 02.03.2009 № 14 жилое помещение должно быть обеспечено электроосвещением, хозяйственно-питьевым и горячим водоснабжением, водоотведением, отоплением, а в газифицированных домах также и газоснабжением.

Расселение аварийных домов: с какими сложностями сталкиваются жильцы

Нанимателям по договору соцнайма взамен жилья в аварийном доме предоставляют равнозначную по площади и количеству комнат квартиру — также в социальный наем. Предоставляемое жилье должно быть в пределах этого же населенного пункта, но речь о выборе района заселения не идет. А вот предоставить квартиру в другом населенном пункте региона могут только с согласия жильцов.

Нормативный размер земельного участка определяется умножением общей площади жилых помещений на удельный показатель земельной доли для зданий разной этажности. Так, для двухэтажного дома 1957 года удельный показатель будет 2,84. Для двухэтажки 1967 года — 2,72.

В Томске в принципе право при расселении получить жилье было вымучено через суды. Изначально органы местного самоуправления вводили собственников в заблуждение — говорили, что им положены только деньги. Теперь, благодаря судебным разбирательствам, администрация стала предоставлять собственникам право выбора.

  1. Дома, непригодные для жизни, не всегда признают аварийными.
  2. Даже если в доме опасно жить, его могут не расселить.
  3. Вместо аналогичного жилья власти предлагают компенсацию.
  4. Дом не включен в региональную программу, и собственникам предлагают только денежную компенсацию — как правило, меньше стоимости предоставляемого жилья.
  5. Количество комнат в предоставленном и прежнем жилье не совпадает.
  6. Размер компенсации меньше положенной по закону.

Как решить. Если дом находится в плачевном состоянии, но аварийным его не признают, жильцы могут сами обратиться с заявлением в межведомственную комиссию при администрации города. К документу необходимо приложить фотографии, план с техническим паспортом и обосновать, почему дом следует признать аварийным. Обращение может быть как индивидуальным — от одного жильца, так и коллективным.

Переселение душ

Позитивный момент: для признания жилья опасным для жизни и здоровья человека достаточно наличия лишь одного из перечисленных критериев. Но нужно помнить, что для некоторых критериев есть условие о неустранимости проблемы, то есть возникшую ситуацию нельзя исправить инженерными и проектными решениями. Если жилое помещение можно отремонтировать, то его аварийным не признают и жильцов не расселят.

Большинство людей стремится улучшить свои жилищные условия. Кто-то увеличивает жилплощадь, переезжая из однокомнатной квартиры в двухкомнатную, кто-то – оформляет ипотеку, чтобы сменить вторичку на комфортную новостройку. Однако для некоторых людей переезд является вопросом выживания, поскольку аварийное жилье представляет реальную угрозу жизни и здоровью человека.

Согласно данным сайта «Реформа ЖКХ», к концу 2022 году объем недвижимости, которая непригодна для проживания, в России вплотную приблизился к отметке в 25 млн квадратных метров. В таких квартирах проживает более миллиона россиян. Поэтому крайне важно понимать, по каким критериям определяется аварийность и кто может рассчитывать на расселение.

Уполномоченный орган признает аварийным дом в течение 30 дней с момента получения специального заключения межведомственной комиссии по дому. Последнее оформляется на основании представленных заявителем материалов: рассмотрение этих документов занимает 30 дней с момента их регистрации. Суммарный срок на всю процедуру может составить 2–3 месяца с момента подачи заявления.

Законом не определено понятие «ветхого жилья», однако оно активно используется на практике. Такие дома, в отличие от аварийных, юридически не представляют угрозу безопасности граждан, а значит, их не будут расселять. Хотя фактически проживание в них сопровождается трудностями.

Вопросы переселения из ветхого и аварийного жилья

Комиссия на основании заявления собственника помещения, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, правообладателя или гражданина (нанимателя), либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, либо на основании заключения экспертизы жилого помещения, проведенной в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21.08.2022 № 1082 «Об утверждении Правил проведения экспертизы жилого помещения, которому причинен ущерб, подлежащий возмещению в рамках программы организации возмещения ущерба, причиненного расположенным на территориях субъектов Российской Федерации жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования, методики определения размера ущерба, подлежащего возмещению в рамках программы организации возмещения ущерба, причиненного расположенным на территориях субъектов Российской Федерации жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования за счет страхового возмещения и помощи, предоставляемой за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и о внесении изменений в Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом», либо на основании сформированного и утвержденного субъектом Российской Федерации на основании сведений из Единого государственного реестра недвижимости, полученных с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, сводного перечня объектов (жилых помещений), находящихся в границах зоны чрезвычайной ситуации проводит оценку соответствия помещения установленным в Положении требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном пунктом 47 Положения (п.42 постановления Правительства Российской Федерации № 47).

В соответствии со ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Выкупная цена жилого помещения, сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником жилого помещения. Соглашение включает в себя обязательство Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемое жилое помещение.

В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение регионального жилищного надзора (муниципального жилищного контроля), государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека (далее — органы государственного надзора (контроля), на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, а также в случае необходимости — представители органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций, эксперты, в установленном порядке аттестованные на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий.

В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» практическое решение организационных вопросов по переселению граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда, находится в ведении органов местного самоуправления.

В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» в случае, если стоимость жилого помещения, передаваемого в собственность взамен изымаемого жилья, ниже выкупной цены изымаемого жилого помещения, то собственнику выплачивается разница между стоимостью прежнего и нового жилого помещения, а если стоимость предоставляемого жилого помещения выше выкупной цены изымаемого жилого помещения, то по соглашению сторон обязанность по оплате разницы между ними возлагается на собственника.

Ликвидация аварийного жилья

В настоящее время реализация программ переселения из аварийного жилищного фонда в субъектах Российской Федерации осуществляется в соответствии с федеральным проектом «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда», входящим в состав национального проекта «Жилье и городская среда», Федеральным законом от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».

С 2022 стартует новая программа расселения непригодного для проживания жилищного фонда, признанного таковым после 1 января 2022 г. В рамках новой программ планируется активизировать работу по привлечению застройщиков в проекты комплексного развития территорий.

Снос жилья возможен только после того, как будет подтверждено аварийное состояние объекта. Для этого соответствующее решение должны вынести представители районной администрации. Также признать жилье аварийным могут независимые компании, если в них обратятся жильцы.

  • помещение пригодно для проживания и соответствует установленным требованиям;
  • необходимо проведение капремонта;
  • необходимо проведение реконструкции или перепланировки;
  • жилье не соответствует установленным нормам и может быть признано непригодным для проживания;
  • дом признается аварийным и подлежащим сносу;
  • дом признается аварийным и подлежащим реконструкции.

На основании обследования составляется акт, который передается в орган МСУ. Администрация уже принимает решение о том, когда и куда переселять. Просьба собственников не всегда может быть удовлетворена межведомственной комиссией. Если жильцы считают ее решение неправомерным, им стоит подать иск в судебную инстанцию.

  1. Помещение не соответствует нормам санитарии.
  2. Дом был серьезно поврежден при стихийных бедствиях, землетрясениях, что нельзя исправить ремонтными работами.
  3. Квартира располагается в том месте, где есть большой риск возникновения техногенной катастрофы.
  4. Повреждены конструктивные элементы помещения или уменьшена их прочность.
  5. Разрушены фундамент и стены.
  6. Утрата жилья вследствие пожара, когда восстановить его уже невозможно.
  • копии документов, подтверждающих право заявителя на проживание в данной квартире;
  • проект реконструкции помещения;
  • документ, выданный экспертной комиссией, и подтверждающий факт того, что помещение признано не пригодным для проживания;
  • иные документы, имеющие прямое отношение к делу и переселении.
Вам может понравиться =>  Почему Пенсионерам Ветеранам Труда Нъе Дали 911 Рублей За Проезж

Как переселиться из аварийного жилья

Шаг 2. Представьте в межведомственную комиссию документы для оценки помещения (многоквартирного дома)
Оценка и обследование жилых помещений в целях признания их непригодными для проживания граждан, а также оценка и обследование многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией (п. 7 Положения N 47).
Если вы обратились с жалобой на непригодность помещения для проживания и аварийное состояние дома в жилищную инспекцию, то жилищная инспекция должна представить в комиссию свое заключение, после рассмотрения которого комиссия может предложить собственнику помещения представить необходимые документы, в частности (п. п. 45, 45(1) Положения N 47; п. п. 2.5.1.1, 2.6 Административного регламента, утв. Постановлением Правительства Москвы от 21.12.2022 N 1072-ПП):
заявление о признании жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным;
копии правоустанавливающих документов на жилое помещение, право на которое не зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости.
Если вы напрямую обратились с заявлением в комиссию, то необходимо также представить заключение специализированной организации, которая проводила обследование многоквартирного дома (пп. «г» п. 45 Положения N 47).
Заявление и прилагаемые к нему документы могут быть представлены на бумажном носителе лично или по почте с уведомлением о вручении. В случае направления обращения по почте подлинность подписи заявителя или его представителя на заявлении и верность копий документов должны быть засвидетельствованы нотариально.
Кроме того, заявление и необходимые документы можно подать в форме электронных документов с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций), регионального портала государственных и муниципальных услуг (при его наличии) или посредством многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг (п. 45 Положения N 47; п. 2.5.1.1.1 Административного регламента).
Следует учесть, что, если комиссия проводит оценку на основании сводного перечня, представлять указанные документы не требуется (п. 45(1) Положения N 47).
Межведомственная комиссия принимает решение в отношении жилого помещения, в том числе о проведении его дополнительного обследования, в течение 30 календарных дней (22 рабочих дней — в г. Москве) с даты регистрации заявления или заключения.
Сводный перечень или заявление собственника, правообладателя или нанимателя жилого помещения, которое пострадало от чрезвычайной ситуации, но не включено в сводный перечень, рассматривается в течение 20 календарных дней с даты регистрации (п. 46 Положения N 47; п. 5.2 Положения, утв. Постановлением N 1072-ПП).
Решение оформляется заключением, на основании которого органом государственной власти или местного самоуправления (в г. Москве — префектурой соответствующего административного округа) в течение 30 календарных дней (22 рабочих дней — в г. Москве) со дня получения заключения, а в случае обследования жилого помещения, пострадавшего от чрезвычайной ситуации, — в течение 10 календарных дней со дня получения заключения принимается решение о признании жилого помещения непригодным для проживания граждан (многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции) и издается распоряжение с указанием сроков отселения жильцов или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ (п. п. 47(1), 49 Положения N 47; п. п. 5.6, 5.9, 5.10 Положения N 1072-ПП).
При несогласии с заключением межведомственной комиссии, а также в случае непринятия уполномоченным органом мер по заявлению гражданин вправе оспорить действие или бездействие указанных органов как в досудебном, так и в судебном порядке (ч. 1 ст. 218 КАС РФ; п. 5.1 Административного регламента).

Основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов, не позволяющих обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие (п. 33 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47):
ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации либо в результате чрезвычайной ситуации эксплуатационных характеристик помещения;
изменения окружающей среды и параметров микроклимата помещения, не позволяющих соблюсти необходимые санитарно-эпидемиологические требования и гигиенические нормативы, в том числе в части качества атмосферного воздуха.
Основанием для признания многоквартирного дома аварийным является аварийное техническое состояние данного дома в целом или его несущих строительных конструкций, характеризующееся их разрушением либо повреждениями и деформациями, свидетельствующими об исчерпании несущей способности и опасности обрушения дома, и (или) кренами, которые могут вызвать потерю устойчивости дома.
Если многоквартирный дом признается аварийным, то жилые помещения, расположенные в таком доме, являются непригодными для проживания (ч. 4 ст. 15 ЖК РФ; п. 34 Положения N 47).
Для переселения из непригодного для проживания жилья рекомендуем придерживаться следующего алгоритма.

2. Если вы собственник жилого помещения, признанного непригодным для проживания
В зависимости от оснований выселения вы имеете право на выкуп у вас аварийного жилья путем заключения соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд с выплатой возмещения за изымаемое помещение либо на заключение договора о предоставлении жилого помещения (ст. 32 ЖК РФ).
2.1. Если многоквартирный дом не включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то гражданин вправе рассчитывать только на возмещение за изымаемое жилое помещение.
При этом органы государственной власти или местного самоуправления не обязаны обеспечить собственника изымаемого жилого помещения другим жилым помещением (Письмо Минстроя России от 17.04.2022 N 15026-МЕ/06).
Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при одновременном соблюдении следующих условий (ч. 8, 8.2 ст. 32 ЖК РФ; п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14; разд. II Обзора от 29.04.2022):
наличие соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления;
зачет стоимости жилого помещения при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение;
приобретение права собственности на изымаемое жилое помещение до признания многоквартирного дома в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Это условие не распространяется на случаи возникновения права собственности в порядке наследования.
В частности, региональные адресные программы по переселению граждан не распространяются на жилые дома блокированной застройки (Письмо Госкорпорации «Фонд содействия реформированию ЖКХ» от 04.03.2022 N ОР-07/290).
2.2. Если многоквартирный дом включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то гражданин вправе рассчитывать на предоставление ему другого жилого помещения либо на возмещение за изымаемое жилое помещение. Выбор любого из названных способов остается за собственником жилого помещения (п. 3 ст. 2, ч. 3, п. 2 ч. 6 ст. 16, ст. 20.15 Закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ; разд. II Обзора от 29.04.2022; п. 12 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ N 4 (2022), утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.12.2022).
Исключение составляют граждане, которые приобрели право собственности на жилое помещение (кроме приобретения права собственности в порядке наследования) после признания дома в установленном порядке аварийным. Указанные лица имеют право только на выплату возмещения (ч. 8.2 ст. 32 ЖК РФ).

Шаг 1. Обратитесь с жалобой на аварийное состояние дома в уполномоченный орган
По общему правилу обратиться с заявлением в уполномоченный орган может, в частности, собственник или наниматель жилого помещения по договору социального найма, а если жилой дом находится в муниципальной собственности — также местная администрация.
Решение о признании жилого помещения непригодным для проживания, а также о признании многоквартирного дома аварийным принимается специально сформированной для этого межведомственной комиссией.
Вы можете также обратиться с жалобой на аварийное состояние жилого помещения (жилого дома) в жилищную инспекцию (в г. Москве — Мосжилинспекция), которая осуществляет государственный жилищный надзор и муниципальный жилищный контроль, в частности, за соблюдением требований к эксплуатации, содержанию и ремонту помещений, входящих в состав многоквартирного дома, в том числе принимает решение о внесении на рассмотрение межведомственной комиссии заключения о признании жилого помещения непригодным для проживания, а также о признании многоквартирного дома аварийным (ч. 1, 3 — 5 ст. 20 ЖК РФ; п. 3 ч. 1 ст. 16 Закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ; п. п. 1, 4.2.7, 4.4.1 Положения, утв. Постановлением Правительства Москвы от 26.07.2011 N 336-ПП; п. п. 7, 42 Положения N 47).
Если управление многоквартирным домом осуществляется ТСЖ, жилищным кооперативом, то можно инициировать проведение общего собрания членов товарищества, жилищного кооператива с включением в повестку собрания вопроса о выборе специализированной организации и заключении договора для проведения обследования технического состояния многоквартирного дома (в г. Москве такой специализированной организацией является ГУП «МосжилНИИпроект») для подтверждения его аварийного состояния (ст. 124, ч. 1 ст. 145, ч. 2 ст. 161 ЖК РФ; пп. «г» п. 45 Положения N 47).
Если жилые помещения получили повреждения в результате чрезвычайной ситуации, межведомственная комиссия принимает решение на основании сводного перечня объектов (жилых помещений), находящихся в границах зоны чрезвычайной ситуации (далее — сводный перечень), сформированного и утвержденного субъектом РФ на основании полученных посредством межведомственного взаимодействия сведений из Единого государственного реестра недвижимости (абз. 1 п. 42 Положения N 47).
Если жилое помещение, получившее повреждения, не включено в указанный перечень, вы вправе обратиться в уполномоченный орган с заявлением (абз. 2 п. 42 Положения N 47).

1. Если вы наниматель жилого помещения, признанного непригодным для проживания, по договору социального найма
Наниматель по договору социального найма жилого помещения, признанного непригодным для проживания, вправе заключить договор социального найма в отношении другого помещения. При этом общая площадь предоставляемого жилья должна соответствовать площади ранее занимаемого помещения или нормам, установленным правовыми актами (что не исключает возможности предоставления жилья большей площади при отсутствии в муниципальном жилищном фонде равнозначного жилого помещения). Жилое помещение должно быть благоустроенным и находиться по общему правилу в границах соответствующего населенного пункта (ч. 1 ст. 89 ЖК РФ; ч. 2 ст. 13 Закона г. Москвы от 31.05.2006 N 21; п. 59 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ N 3 (2022), утв. Президиумом Верховного Суда РФ 14.11.2022).
При наличии письменного согласия нанимателя по договору социального найма и проживающих совместно с ним членов его семьи допускается предоставление им взамен жилого помещения в аварийном доме жилого помещения меньшей площади. Такое согласие должно быть закреплено в отдельном документе, а также во вновь заключаемом договоре социального найма (Письмо Госкорпорации «Фонд содействия реформированию ЖКХ» от 27.06.2022 N ВТ-07/1062).
При предоставлении жилья не учитывается наличие в собственности нанимателя или членов его семьи иных жилых помещений (разд. III Обзора, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2022).
В случае отказа нанимателя выехать в предоставляемое жилое помещение орган местного самоуправления вправе обратиться в суд с соответствующим иском (п. 1 ст. 84 ЖК РФ).

Комплексное развитие территорий: как будет работать новый механизм расселения старых домов

«У нас очень часто панелька типовая может стоять рядом с историческими зданиями, тут же бараки, которые были построены для рабочих еще в первой половине прошлого века. Закон позволяет включать в проекты КРТ не отдельные дома, а территории, — объясняет советник президента Союза архитекторов России, член экспертного совета Минстроя России по формированию комфортной городской среды Евгения Муринец. — Поэтому подход к развитию таких территорий и может быть комплексным, с учетом всех задач по социальному, инженерному, транспортному направлениям. Это еще один способ уйти от точечной застройки».

Если расположенный в границах КРТ дом и землю под ним не включили в программу, то собственник может сам подать заявку на участие. Закон предусматривает такую возможность и для тех, кто не менее пяти лет арендует или безвозмездно пользуется государственным или муниципальным земельным участком.

Вам может понравиться =>  Льготы Для Сотрудников Полиции При Получении Путевок В Лагерь Для Детей

Механизм КРТ рассчитан на комплексное обновление городской застройки. Регионы смогут расселять не только аварийные дома, но и не признанные таковыми. Это позволит людям поменять старое, некомфортное жилье без долгих лет ожидания признания его ветхим или аварийным, отмечает член комиссии по жилполитике Общественного совета Минстроя РФ, президент акционерного общества «Интеко» Александр Николаев. Программы КРТ позволяют привлекать средства инвесторов, что, по его мнению, также может в разы сократить сроки реализации проектов и, соответственно, сроки переселения.

«Важно, что при реконструкции целых кварталов жители получат не просто квартиру в отдельно стоящем новом доме, но и обновленные коммуникации, благоустройство и зоны рекреации, социальную инфраструктуру, — считает Александр Николаев. — Также новый закон дает гражданам как административные гарантии в виде права голосовать на общих собраниях собственников за участие в программе КРТ, так и финансовые — в виде компенсации или предоставления равноценного жилья».

С этого года регионы смогут применять новый подход к обновлению городской застройки — закон о комплексном развитии территорий (КРТ) уже действует. Он дает региональным властям право сносить неаварийные дома и определяет ключевые правила переселения жильцов в новостройки. Мы разобрали, какие объекты попадут под снос, как будут возмещать стоимость квартир и можно ли выйти из такой программы.

Необходимо отметить, что рыночная стоимость жилого помещения зависит, в том числе, от места расположения земельного участка, т.е., например, очевидно, что жилые помещения, расположенные в г. Якутске, как правило, имеют более высокую стоимость, чем находящиеся в районах республики, а расположенное в центре города жилье стоит дороже, чем находящееся на периферии того же населенного пункта.

Степень благоустроенности определяется органами местного самоуправления применительно к условиям каждого конкретного населенного пункта и не всегда означает обязательное наличие центрального отопления или системы водоотведения. Например, согласно постановлению Главы ГО «город Якутск» от 02.03.2009 № 14 жилое помещение должно быть обеспечено электроосвещением, хозяйственно-питьевым и горячим водоснабжением, водоотведением, отоплением, а в газифицированных домах также и газоснабжением.

Действующее законодательство не содержит понятия «ветхое жилье». Однако из общего смысла термина следует, что это жилье, которое вследствие физического износа полностью или частично утратило свои эксплуатационные свойства. При этом аварийным жилье признается на основании решения государственного органа или органа местного самоуправления, поэтому сама по себе ветхость жилья не влияет на права граждан.

Так, Нерюнгринский районный суд, отказывая в удовлетворении иска гр. К. о предоставлении ей другого жилья ввиду непригодности для проживания ныне занимаемого, исходил из того, что дом, в котором находится жилое помещение истца, хоть и признан аварийным и подлежащим сносу, физический износ составляет 82 %, однако он включен в муниципальную целевую программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда МО «Город Нерюнгри» PC (Я) на 2022-2022 годы», истец числится в списке граждан, подлежащих переселению в срок до 31.12.2022, в связи с чем основания для удовлетворения заявленных требований во внеочередном порядке отсутствуют. С названной правовой позицией согласился и Верховный суд РС (Я).

Судебной практикой разделяются понятия «населенный пункт» и «муниципальное образование». Так, под населенным пунктом понимается населенное место (поселение), первичная единица расселения людей в пределах одного застроенного земельного участка (город, поселок, поселок городского типа, село) (Обзор судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2022). Из вышеизложенного следует, что, например, гражданину, проживающему в с. Сегян-Кюель Кировского эвенского национального наслега Кобяйского района, в связи со сносом дома не может быть предоставлено жилье, находящееся в с. Батамай, входящего в состав указанного наслега, поскольку в таком случае ему было бы предоставлено жилое помещение за пределами населенного пункта. Вместе с тем, переселение граждан из одного района города в другой, пусть это и повлечет для них неудобства, не является противоречащим закону.

Правила Переселения Из Аварийного Жилья Собственников В 2022 Году Москва

Статья 32 ЖК РФ была дополнена новой частью 8.2, согласно которой граждане, которые приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, за исключением граждан, право собственности у которых в отношении таких жилых помещений возникло в порядке наследования, имеют право на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, рассчитанного в порядке, установленном частью 7 указанной статьи, размер которого не может превышать стоимость приобретения ими такого жилого помещения, при этом положения частей 8 и 8.1 указанной статьи в отношении таких граждан не применяются.

Данная норма вступила в силу 28.12.2022. Федеральный закон N 473-ФЗ не содержит особенностей применения данной нормы в зависимости от даты возникновения права собственности на изымаемое жилое помещение, поскольку под ее действие подпадают все случаи перехода права собственности (кроме наследования) после даты признания многоквартирного дома аварийным.

Частью 8.1 статьи 32 ЖК РФ субъектам Российской Федерации предоставлено право самостоятельно устанавливать для собственников жилых помещений в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, дополнительные меры поддержки по обеспечению жилыми помещениями таких лиц (предоставление гражданам субсидий на приобретение жилых помещений, возмещение процентов по ипотеке, кредиту или займу) при условии, что на дату признания многоквартирных домов аварийными у правообладателей жилых помещений в таких домах отсутствуют иные пригодные для проживания жилые помещения (далее — меры поддержки).

Региональные власти вправе устанавливать для собственников жилых помещений в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, дополнительные меры поддержки по обеспечению жильем. Граждан, которые приобрели право собственности (кроме наследования) на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, имеют право на выплату возмещения за изымаемый объект. Минстрой разъяснил порядок применения данных норм.

По результатам анализа правоприменительной практики и с учетом степени востребованности гражданами дополнительных мер поддержки при переселении из аварийного жилья, Минстроем России при необходимости будут подготовлены соответствующие изменения в законодательство.

В настоящее время реализация программ переселения из аварийного жилищного фонда в субъектах Российской Федерации осуществляется в соответствии с федеральным проектом «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда», входящим в состав национального проекта «Жилье и городская среда», Федеральным законом от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».

С 2022 стартует новая программа расселения непригодного для проживания жилищного фонда, признанного таковым после 1 января 2022 г. В рамках новой программ планируется активизировать работу по привлечению застройщиков в проекты комплексного развития территорий.

Если квартира оказывается большей по площади, чем старое аварийное жилье, но у гражданина отсутствуют средства на доплату разницы, ему также перечисляется компенсация. Жилое помещение, при этом все равно передается в его распоряжение. Но не в собственность, а по договору социального найма.

Если жильцы подозревают, что их дом находится в аварийном состоянии, но официального решения на руках нет, следует составить коллективное заявление в органы местного самоуправления с просьбой инициировать данное действие. Арендаторы квартиры не могут участвовать в социальной программе по расселению ветхого жилого фонда.

  • специальная комиссия, собранная при департаменте ЖКХ района должна признать, что здание находится в аварийном состоянии и не подлежит капитальному ремонту;
  • граждане должны иметь на руках документ, подтверждающий право владения объектом жилой недвижимости. Либо подтверждение использования данных квадратных метров по договору соцнайма.

В конце прошлого года депутаты ГД РФ приняли в первом чтении поправки законопроекту «О механизме переселения из аварийного и ветхого жилья в регионах». Это означает, что в текущем году из бюджета будут выделены средства, направленные на помощь нуждающимся в новых квартирах гражданам.

Правила федеральной программы гласят, что переселению подлежит лишь аварийное жилье. Если многоквартирное здание признано ветхим, оно подлежит капитальному ремонту. Жильцы в этом случае могут рассчитывать лишь на временный переезд до завершения всех работ.

Нюансы переселения из ветхого жилья собственников

Принципиальное отличие ветхого жилья от аварийного заключается в том, что последнее имеет такие деформации, которые приводят или могут привести к обрушению. Поэтому проживание в таких помещениях опасно для здоровья и жизни людей. А в ветхом, даже учитывая высокую степень износа, можно проживать.

  1. Осуществляется тщательная проверка приложенных документов и заявления.
  2. Определяется необходимость в предъявлении дополнительной документации.
  3. Устанавливается экспертный состав комиссии и оценивается ее работа.
  4. Составляется документ (акт) обследования жилого помещения и итоговое заключение.
  5. Выносится окончательное решение.

Переселение из ветхого жилья в период проведения реконструкции или ремонта.
В случае проведения реконструкции или капремонта необходимости переселения жильцов государственные органы будут обязаны предоставить им для проживания другое жилье. Жилые помещения на такие цели выделяются из маневренного жилого фонда. Граждане, не согласные на переселение, могут быть выселены принудительно по решению суда.

После рассмотрения поданного жильцами заявления комиссией составляется заключение в 3-х экземплярах. При этом может быть вынесено решение о непригодности жилого помещения для проживания и переселении жителей. На основании такого решения будет издано распоряжение исполнительного государственного органа, в котором необходимо прописать конкретный порядок переселения граждан.

По причине частного использования данного термина на практике его определение можно найти в неофициальном документе — методических рекомендациях по содержанию и ремонту жилого фонда. В соответствии с ним «ветхое жилье» представляет собой жилое помещение с износом конструкции здания 65-70% (для деревянных и каменных построек соответственно).

По разъяснению Верховного суда РФ в этой ситуации действуют следующие правовые нормы. Ответчица с дочерью жила в квартире в старом доме по договору социального найма и занимала помещение площадью 42 квадратных метра. Две комнаты в старой квартире были — изолированные.

Известно, что в стране полным ходом идет процесс сноса старых и ветхих домов, а их жителям предоставляются взамен нормальные квартиры. И хотя этот процесс идет уже несколько лет и на него государство выделяет большие деньги, аварийного жилья у нас остается еще много и ситуация с расселением касается сотен тысяч граждан.

Но мало кто, кроме узкого круга чиновников и жильцов этих старых аварийных домов, знает, что процедуры переселения проходят не всегда гладко. Нередко встречаются ситуации, когда новые квартиры будущим новоселам по разным причинам не нравятся и граждане категорически отказываются переезжать. Итог — дом нельзя заселить, барак нельзя снести и весь процесс останавливается в лучшем случае на долгие месяцы. Вот тогда в дело включается суд, и переезд назначается вердиктом человека в мантии.

Разъяснение норм действующего законодательства, которое применяется при переселении жильцов из аварийных бараков и домов в нормальное жилье, может оказаться полезным не только судьям на местах, которые в последнее время все чаще решают эти споры, но и гражданам, перед которыми может встать или уже встала похожая проблема.

Ну а апелляция это решение в пользу чиновников отменила и заявила, что новая квартира, по решению городского суда, хуже старой. И в иске городской власти — отказал.Так «переселенческий» спор дошел до Верховного суда РФ. Там дело изучили и сказали, что апелляция была не права, а районный суд, напротив, разобрал спор верно.

Adblock
detector