Предоставление Информации По Неплательщикам Управляющей Компанией За Плату

Как ТСЖ правильно работать с должниками

Обзвон должников. Если вы имели дело с коллекторами, то знаете, как частые звонки могут подтолкнуть к оплате задолженности. Но в случае с ТСЖ, обзвон производится с целью напомнить, что имеется задолженность и ежемесячно она растёт. При разговоре стоит избегать фразы “если вы не оплатите, мы подадим в суд” или “мы уже готовим документы в суде”. При упоминании суда у должников сразу возникает защитная реакция, а суд рассматривается как угроза, и в большинстве случаев, разговор заканчивается на том, что должник говорит: “ну раз так, то идите в суд”.

Заключение соглашений о погашении задолженности. Соглашение особенно важно, когда у собственника есть возможность оформить субсидии или иные меры поддержки для оплаты за ЖКУ. В таком соглашении пропишите обязанность собственника обратиться за оформлением субсидии, а также сообщить в ТСЖ о назначении мер государственной поддержки. Соглашение возможно и в иных случаях — для юридической фиксации договоренностей.

Вручение или направление претензий. Претензия от уведомления о наличии задолженности отличается тем, что претензия уже направлена на наличие спора между ТСЖ и собственником, до которого не удалось “достучаться” иными способами. Также претензия является шагом, который говорит о намерении ТСЖ обратиться в суд при неудовлетворении такой претензии.

Существует мнение среди председателей товариществ, что указанные Правила 416 не действуют на ТСЖ, а поэтому и исполнять все требования Правил 416 ТСЖ не должны. Такое мнение не соответствует законодательству, поскольку Правила 416 устанавливают стандарты и порядок деятельности по управлению МКД, в том числе для ТСЖ, ЖСК ( пп. б п. 1 Правил 416).

Вручение уведомлений о задолженности. Когда у ТСЖ нет контактных данных собственника, а в квартире проживают квартиранты или сам собственник, следует уведомить о задолженности в письменной форме. Вручение письма лично имеет большую пользу, чем направление почтой.

Как работать с должниками, когда присутствует дебиторская задолженность

В обязанности жителей многоквартирного дома входит оплата коммунальных услуг (статья 153 Жилищного Кодекса РФ). Обязанности жильца возникают после регистрации права собственности на помещение. Часть собственников безответственно относится к обязанностям по оплате услуг. Это создает проблемы для управляющих компаний.

Повесить на стенде объявлений информацию о важности своевременной оплаты услуг ЖКХ. На стенде объявлений можно оставить информацию о долге по дому с просьбой оплатить коммунальные услуги в срочном порядке. Повесьте специальные листовки. С их помощью жители дома узнают, как оплачивать коммунальные услуги через личные кабинеты Сайта ЖКХ (подробнее) и не просрочат платежи.

Управляющие компании отслеживают собираемость платежей за жилищно-коммунальные услуги. Собственники помещений накапливают долги по оплате за коммунальные услуги. Рассмотрим, почему так происходит. Разберем, какие есть механизмы взыскания задолженностей и в каких случаях они применяются.

Управляющая компания предоставляет исполнительный лист в банк, где открыт счет должника (статья 8 Федерального закона № 229-ФЗ). Если неизвестно, какой банк обслуживает должника, исполнительный лист предоставляют в службу судебных приставов. Судебный пристав отправляет исполнительный лист в бухгалтерию на работу задолжавшего или арестовывает имущество.

Работать с должниками и повышать собираемость платежей можно с помощью программного обеспечения. Рассмотрим способы уменьшения дебиторской задолженности с помощью продукта 1C: Учет в управляющих компаниях ЖКХ, ТСЖ и ЖСК (подробнее). Программа предлагает гибкие методы работы с должниками:

В случае если потребитель полностью не оплачивает все виды предоставляемых исполнителем потребителю коммунальных услуг, то исполнитель рассчитывает задолженность потребителя по каждому виду коммунальной услуги в отдельности. Проще говоря, сумма задолженности — это сумма, превышающая сумму оплаты за ЖКУ более, чем в 2 раза. Однако, в случае если должник проживает в «старых» домах, например, пятиэтажках, где сумма оплаты по ЖКУ сравнительно небольшая и не превышает МРОТ в городе или среднюю зарплату, то такой долг не является основанием, чтобы его начинали взыскивать сразу в судебном порядке т.к. он будет довольно маленьким.

Первая — это аналогия закона: можно взять за основу п. 118 постановления Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», где указано, что «под неполной оплатой потребителем коммунальной услуги понимается наличие у потребителя задолженности по оплате 1 коммунальной услуги в размере, превышающем сумму 2 месячных размеров платы за коммунальную услугу, исчисленных исходя из норматива потребления коммунальной услуги независимо от наличия или отсутствия индивидуального или общего (квартирного) прибора учета и тарифа (цены) на соответствующий вид коммунального ресурса, действующих на день ограничения предоставления коммунальной услуги, при условии отсутствия заключенного потребителем-должником с исполнителем соглашения о погашении задолженности и (или) при невыполнении потребителем-должником условий такого соглашения».

Только представьте, какой объём работы выполняют юристы, в принципе — это и подготовка ответов на обращения граждан, и участие в различных судебных процессах по представлению интересов компании, вкупе с административными процессами, и работа с государственными органами и организациями, создание локально – нормативных правовых актов организации и их проверка на соответствие законодательству, а также работа в рамках проверок государственных органов, консультации отделам бухгалтерии, экономическому отделу, отделу кадров, иным работникам, руководителю, договорная работа и плюс взыскание долгов по ЖКУ. Часто бывает так, что все указанное выше совмещает один человек даже в более крупных УК.

Алгоритм работы по взысканию задолженности по ЖКУ с собственников/нанимателей жилых помещений практически полностью аналогичен взысканию с юридических лиц, за исключением обязательной претензии. Однако, мы просим обратить внимание на идентификаторы (ст. 131 ГПК РФ), которых может и не оказаться у УО на должников. В этом случае мы рекомендуем, все же поискать их для начала в паспортном столе, договорах и иных документах. В случае отсутствия каких-либо идентификаторов, мы рекомендуем указать об их отсутствии в иске или заявлении на выдачу судебных приказов. Здесь важно указать в резолютивной части заявления о том, чтобы суд этот идентификатор в своем решении обязательно указал, т.к. в противном случае такой исполнительный документ не будет принят ФССП РФ по причине отсутствия идентификатора – п. а ч.1 ст.13 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

В организации работы по взысканию, по нашему мнению, без плана и сроков его реализации невозможно в принципе продвинуться, т.к. в противном случае будет наблюдаться волокита и «бардак» в документации по взысканию, что приведёт к дестабилизации работы по взысканию долгов по ЖКУ, а это по сути, полный провал деятельности УО по части взыскания долгов. Для решения данной проблемы мы предлагаем свой общий примерный план- инструкцию организации работы по взысканию долгов по ЖКУ.

Камнем преткновения становится Федеральный закон № 98-ФЗ от 1 апреля 2022 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций». Ст. 20.2 гласит, что коммпании сферы ЖКХ должны на общих основаниях при подаче иска в суд указывать «идентификаторы должника»: СНИЛС, ИНН, паспорт.

С 1 января 2022 года управляющие и ресурсоснабжающие компании возобновят начисление штрафов и пени за просрочки по платежам. Поставщики коммунальных услуг должны радоваться — долги граждан сократятся. Однако на смену одному ограничивающему закону пришёл другой — при взыскании долгов через суд управляющая компания обязана указывать номер ИНН, СНИЛС или паспортные данные истца, а этих данных у УК нет. Получается, что суды отменяются и можно безнаказанно не платить?

На деле же у управляющих компаний таких сведений часто нет, потому что письменная форма на оказание коммунальных услуг не обязательна. Более того — после покупки квартиры квитанции выписываются на старого владельца до тех пор, пока новый хозяин не попросит изменить сведения.

Под распространением персональных данных понимается их передача определённому кругу лиц или ознакомление с ними неограниченного круга лиц, включая обнародование в СМИ, размещение в Интернете или предоставление доступа иным способом. Поэтому управляющая организация не имеет права без согласия собственников передавать или обнародовать их персональные данные.

И ещё одним решением суда г.Чебоксары вынесено обвинительное постановление в отношении управляющей организации, которая развесила списки должников с указанием их номеров квартир и суммы долга на дверях подъездов МКД. Суд посчитал это нарушением обработки и распространения персональных данных, что квалифицируется штрафом в размере 5 000 рублей по ст.13.11 КоАП РФ.

Под персональными данными понимается любая информация, относящаяся к физическому лицу, включая ФИО, год рождения, место проживания, имущественное положение. Поскольку данная информация позволяет определить личность субъекта персональных данных.

Поэтому номер квартиры, по словам Роскомнадзора, без указания дополнительных сведений не является информацией, которая позволяет однозначно идентифицировать определяемое физическое лицо. То есть, размещение информации о должнике с указанием номера его квартиры и суммы долга, но без ФИО не может подразумевать обработку его персональных данных. Это, соответственно, не является нарушением закона “О персональных данных”.

Более того, нарушением считается даже предоставление по запросу председателя совета МКД распечатанного списка должников с указанием их номеров квартир и суммы задолженности. Например, постановлением судьи г.Кирова управляющая организация признана виновной в совершении правонарушения по ст.13.11 КоАП РФ, но отделалась предупреждением.

Заявление в управляющую компанию о предоставлении информации; как правильно написать

Именно Постановление Правительства является тем законодательным актом, который содержит стандарт раскрытия информации УК. А в ЖК РФ (ст. 161) указано, что управляющая компания обязана оказывать предоставление информации управляющей компанией собственникам жилья, содержащуюся в Стандарте.

  1. В правом верхнем углу бумаги пишется должность и ФИО лица, к которому обращается заявитель. Далее указывается название и адрес УК.
  2. После этого заявитель пишет свои данные, включая адрес проживания.
  3. Затем заявитель излагает проблему, которая заставила его обратиться в УК. Если речь идет о предоставлении жильцам конкретной информации, следует указать свои требования.
  4. Если заявитель оперирует доказательствами, например, некомпетентности УК, нужно указать список документов и других материалов. Они обязательно прикладываются к заявлению.
  5. В конце документа нужно указать дату его составления и подпись.
  1. общей информации о юридическом лице. Это может быть адрес, рабочие телефоны, ИНН и т.д.
  2. Данные о расходах и доходах УК, в том числе и о наличии задолженности перед ресурсоснабжающими организациями.
  3. Перечень МКД, которыми управляет УК. Кроме того, жильцы могут получить сведения о тех домах, которые прекратили сотрудничество с компанией. А УК обязана указать причины расторжения договора.
  4. Общую информацию об МКД, включая степень благоустройства, количество капитальных ремонтов или их техническое состояние.
  5. Информацию о том, какие ремонтные работы были проведены для их МКД.
  6. Сведения о предоставляемых коммунальных услугах и тарифах.
  7. Данные об использовании общего имущества собственников.
  8. Информацию о собраниях, которые проводили жильцы дома.
  9. Информацию о нарушениях УК в сфере управления многоквартирными домами и ответственности, которую понесла компания.
Вам может понравиться =>  Сколько штраф за незарестрированный дом

До 2022 года ответственность за обязанность управляющей компании предоставлять информацию собственникам была предусмотрена статьей 7.23.1 КоАП, но она утратила свою силу. Потому управляющая компания несет ответственность за не предоставление информации собственникам квартир согласно статье 13.19.2 КоАП.

  1. обратиться к руководству УК и лично рассказать о существующей проблеме. Желательно иметь доказательства, подтверждающие, что организация не выполняет свои обязанности. Директор УК может и не знать, что его сотрудники халатно относятся к выполнению просьб собственников квартир.
  2. Если должностное лицо отказывается лично встречаться с жильцами или не предпринимает попыток устранить недочеты в работе своих сотрудников, жилец может написать претензию. Этот документ составляется в двух экземплярах и подается согласно установленной процедуре.

Не хочу платить по долгам соседей — хочу, чтобы им отключили свет и воду

У некоторых жильцов в нашем многоквартирном доме огромный долг за коммунальные услуги. Один из них задолжал почти 200 000 Р , а управляющая компания не предпринимает никаких активных действий, чтобы этот долг взыскать. Только пишут на квитанции большими буквами «ДОЛГ», и все.

До 1 января 2022 года у коммунальщиков есть еще одна трудность: из-за коронавируса нельзя отключать должникам коммунальные услуги. Но именно про порядок отключения света и воды я хочу рассказать: когда-то пандемия закончится и этот способ борьбы с должниками вернется.

Катерина, срок исковой давности в спорах о долгах за ЖКУ действительно составляет три года, но есть особенности. Поэтому УК может обратиться в суд с иском к должнику и через пять лет. К счастью, на соседей долги не перекладывают. Так что вам не стоит тревожиться: ваши интересы никак не пострадают.

Возможно, миф о перекладывании долгов на соседей по дому появился, потому что такое правило существует для нескольких собственников одной квартиры. Долг действительно могут взыскать солидарно с зарегистрированных в ней жильцов. Часто квартира принадлежит одной семье, где за ЖКУ и так платят из общего бюджета, и определить, в каком размере каждый использует услуги сложно.

Вместе с тем заинтересованные пользователи (собственники квартир дома) могут усомниться в достоверности раскрытых организацией данных. В этом случае с их стороны возможны обращения в органы ГЖН с просьбой провести проверку соблюдения компанией требований о раскрытии информации в соответствии с ч. 10 ст. 161 ЖК РФ.

Как указано в п. 6 ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», если при составлении бухгалтерской отчетности выявляется недостаточность данных для формирования полного представления о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении, в бухгалтерскую отчетность организация включает соответствующие дополнительные показатели и пояснения.

  • сведения о годовой бухгалтерской отчетности;
  • бухгалтерский баланс и приложения к нему;
  • сведения о доходах, полученных от оказания услуг по управлению МКД (по данным раздельного учета доходов и расходов);
  • сведения о расходах, понесенных в связи с оказанием услуг по управлению МКД (по данным раздельного учета доходов и расходов).

В соответствии с п. 8 Стандарта раскрытия информации раскрытие УК информации осуществляется по формам, утвержденным Минстроем (см. Приказ от 22.12.2022 № 882/пр). Указанные формы должны предусматривать детализацию видов информации, пре­дусмотренных п. 3 настоящего документа, обеспечивающую реализацию собственниками помещений в МКД правомочий собственников в полном объеме. В форме 1.2 раскрываются следующие сведения:

Однако обратим особое внимание на то, что доходы, расходы и кредиторская задолженность организации – это объекты бухгалтерского учета (ст. 5 Закона о бухгалтерском учете [1] ). Бухгалтерский учет – формирование документированной систематизированной информации об объектах, предусмотренных настоящим федеральным законом, в соответствии с требованиями, установленными этим законом, и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности (п. 2 ст. 1). Первичными документами оформляются факты хозяйственной жизни (п. 1 ст. 9), а в регистрах бухгалтерского учета своевременно регистрируются и накапливаются данные, содержащиеся в первичных учетных документах (п. 1 ст. 10). И уже на основе сведений, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета, а также информации, определенной федеральными и отраслевыми стандартами, составляется бухгалтерская (финансовая) отчетность (п. 1 ст. 13).

Последствия наличия у УК существенного долга перед РСО

Наличие у лицензиата (УК) существенной задолженности перед РСО, признанной им (например, согласно акту сверки взаимных расчетов, подписанному руководителями организаций, – см. Определение ВС РФ от 24.04.2022 № 306-ЭС20-4450 по делу № А55-2183/2022) или подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом, является грубым нарушением лицензионных требований, причем независимо от факта последующей оплаты указанной задолженности лицензиатом (пп. «д» п. 4(1) Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению МКД, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.10.2022 № 1110 (далее – Положение о лицензировании)).

Может ли УК (ее должностное лицо) избежать административной ответственности за грубое нарушение лицензионного требования, связанное с наличием долга перед РСО, по причине неоплаты собственниками и нанимателями жилых и нежилых помещений в МКД коммунальных услуг?

1. Мораторий действует в отношении неустоек (пеней, штрафов), подлежавших начислению за период просрочки с 06.04.2022 до 01.01.2022, независимо от расчетного периода (месяца) поставки коммунального ресурса (оказания коммунальных услуг), по оплате которой допущена просрочка, в том числе если сумма основного долга образовалась до 06.04.2022, если законом или правовым актом не будет установлен иной срок окончания моратория.

Довод УК о том, что задолженность перед РСО образовалась в связи с неоплатой собственниками и нанимателями жилых и нежилых помещений в МКД коммунальных услуг, не исключает ее виновность в совершении административного правонарушения. Деяние УК, не принявшей всех зависящих от нее мер по соблюдению требований лицензионного законодательства, в том числе посредством интенсивного ведения претензионной и исковой работы в отношении лиц, не исполнивших обязанность по внесению платы за ЖКУ, и допустившей образование существенной задолженности перед РСО, квалифицируется по ч. 3 ст. 14.1.3 КоАП РФ.

К сведению! Мера наказания в виде административного штрафа для УК или ее работника может быть заменена на предупреждение, если (ст. 4.1.1 КоАП РФ):

  • УК является субъектом МСП;
  • нарушение совершено впервые;
  • отсутствуют доказательства того, что совершенное правонарушение привело к причинению вреда или к угрозе причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, безопасности государства, к угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера либо повлекло имущественный ущерб.

Знание; сила, или Как происходит раскрытие информации управляющими компаниями

  • площадь участка земли при доме;
  • год строительства;
  • тип, серия постройки;
  • число этажей;
  • технические, конструктивные параметры здания;
  • число квартир;
  • площадь общих помещений;
  • уровень благоустройства;
  • кадастровый номер (если есть);
  • данные об инженерно-технических системах.
  • на должностных лиц государственных организаций – до 10 000 руб.;
  • на государственные юрлица – до 50 000 руб;
  • на должностных лиц органов местного самоуправления – до 10 000 руб.;
  • на юрлиц органов местного самоуправления, которые предоставляют коммунальные услуги, ресурсы для них – до 200 000 руб.;
  • на физлиц, которые управляют домом непосредственно – до 1 тыс. руб.;
  • на лиц, ответственных за проведение собраний собственников – 15000 руб.;
  • на УК и предпринимателей, осуществляющих аналогичную деятельность – 30 000 руб.;
  • за повторное нарушение по данной статье должностные лица подлежат дисквалификации на 1-3 года.

В подобных ситуациях необходимо обращаться с жалобой в надзорные органы: Государственную жилищную инспекцию, Роспотребнадзор, Прокуратуру. Адреса региональных отделений указанных органов можно найти, например, на сайте РосЖКХ. Там же есть бланки обращений, в которые нужно вписать лишь свои данные и причину обращения.

Отдельного закона о раскрытии информации именно управляющими компаниями не существует, но эта необходимость с первого августа 2022 года регламентируется статьей 198 ЖК РФ и статьями ФЗ №255. Все УК обязаны сделать общедоступными сведения об управляемых объектах в Государственной информационной системе — ГИС ЖКХ, созданной в соответствии с ФЗ №209.

  • список закупаемых УК ресурсов с указанием фактических закупочных цен, объемов, поставщиков;
  • данные об установленных актами власти (с их реквизитами) тарифах для ресурсоснабжающих компаний по всем закупкам УК;
  • цены УК на коммунальные услуги, применяемые при расчете коммунальных платежей собственников жилья, их описание, результат, периодичность, особенности имущества, необходимые для определения перечисленных параметров;
  • цены услуг из расчета на принятые единицы измерения.

Хаха — сменить УК, в нашей стране легко на бумаге, но сложно на деле: город на букву К прямо слева от столицы, достраивающийся ЖК сгинувшего застройщика, УК, которая осталась после застройщика ходила по рукам, работает из рук вон плохо, даже диспетчерская с перебоями, жильцы нашли другую УК (назовем УК Ф) и провели ОСС, с использованием (!) Госуслуг. В итоге оказывается, что двумя неделями ранее все дома комплекса провели ОСС за другую УК (назовем УК Ю), ОСС за УК Ю был полностью сфабрикован, но ГЖИ все устраивало, пришлось поднять чуть ли не центральные каналы что бы ГЖИ нашло ошибки в ОСС за УК Ю, в которой кстати действующие лица оказались связаны с действующей УК, а по поводу УК Ф ГЖИ сначала писало что не получало материалов, когда у представителя дома и УК Ф вторая копия со входящем номером, а потом тоже нашло ошибки. В итоге ни одно ОСС не состоялось — ни по выбору УК Ю, поскольку жители забили во все колокола, ни по выбору УК Ф, поскольку у этой УК наверное не очень связи в администрации.
В итоге дома продолжают разваливаться дальше, но платёжки приходят исправно 👍🏻

Вам может понравиться =>  Акт скрытых работ для ип

Исполнителем жилищно-коммунальных услуг может быть организация любой формы собственности, организационно-правовой формы либо индивидуальный предприниматель, которые на законном основании предоставляют потребителям жилищно-коммунальные услуги. В вашем случае исполнитель — УК.

Автор живёт в какой-то параллельной вселенной. В нашей рашке жлаваться в любые надзорные органы — идея обречённая на провал с самого начала (в том числе, прокуратура и суды). Сменить УК невозможно, когда в небольшом городе (в Смоленске 350 т. чел.) во всём городе один монополист. А старые дома ни одна нормальная УК брать не хочет (хоть ты 10 собраний проведи).
Зато могу сказать, что сам уже лет 10 не плачу за содержание, отопление, горячую и холодную воду (плачу свет, газ и кап. ремонт). И за эти 10 лет мне ничего не было; судебные приказы отменяются легко, а полноценный судебный процесс со всем городом УК просто не в состоянии осилить.
А ещё всем на заметку, поинтересуйтесь (у кого есть связи) кто в нашей стране самые злостные неплатильщики коммуналки с многомиллионными долгами . это наши горе депутаты и чиновники с большим удовольствием пользуются своим админ ресурсом, чтобы давить на УК. Так что подумайте за кого вас хотят заставить платить УК, да ещё и с их отвратным уровнем сервиса

Маргарита, УК сама тарифы не придумывает. Наш дом имеет самые низкие тарифы в районе, т.к. инициативная группа очень хорошо с ней сторговалась. Жители дома подписывают договор с УК, у каждого дома он свой. Но это только тарифы на содержание и ремонт. УК мы платим за уборщицу, дворника, электрика, сантехника, замену лампочек и ремонт в подъездах. Не понятно, откуда сумма в 1,7 млн. в месяц. Вы туда и воду, и электричество занесли? Так к этим тарифам УК не имеет никакого отношения.

Так что, хотя вы платили напрямую поставщикам коммунальных услуг, минуя управляющую компанию, она может рассчитать внесенную вами плату за коммунальные услуги как неполную. И разделить пропорционально внесенные за электричество, воду, канализацию и отопление деньги между платой за эти коммунальные услуги и платой за содержание и ремонт жилого помещения.

В ходе судебного разбирательства, а также и после вынесения судебного решения должник и управляющая компания могут договориться о заключении мирового соглашения, в которое будут включены условия, выгодные для обеих сторон. Мировое соглашение подлежит обязательному утверждению судом, в котором рассматривается дело о взыскании долга за коммунальные услуги ( ст. 173 ГПК РФ).

Нормами п. 4 ст. 154 ЖК РФ установлено, что плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.

В случае, если сумма требований превышает установленный предел, равный 500 тыс. руб., или суд вынес определение об отмене судебного приказа, заявление управляющей компании рассматривается в суде первой инстанции посредством искового производства в порядке, предусмотренном подразд. II разд. II ГПК РФ по месту жительства ответчика.

Предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в пп. «б» п. 10 Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям ( п. 13 Правил).

Согласно абз. 1 п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2022 N 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности» требования о взыскании суммы задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, не превышающей пятисот тысяч рублей, подлежат рассмотрению в порядке приказного производства ( п. 1 ч. 1 ст. 23 , ч. 1 ст. 121 , абз. 10 и 11 ст. 122 ГПК РФ).

Требование о предоставлении информации должно быть выполнимо. Например, в одном из домов житель в суде требовал от ТСЖ раскрывать информацию на вывеске возле офиса ТСЖ. Поскольку офис у ТСЖ отсутствовал (по причине отсутствия денежных средств на его содержание), а судебное решение должно быть исполнимым, суд отказал истцу в удовлетворении его требований (решение Камышинского городского суда Волгоградского области от 03.12.2022 г. по делу № 2-2496/2022).

— права истцов на обеспечение доступа к информации не нарушены, так как все истребуемые истцами документы не относятся к документам, которые ответчик обязан предоставлять для ознакомления, поскольку они не отнесены к бухгалтерской (финансовой) отчетности (решение Пятигорского городского суда Ставропольского края от 15.02.2022 г. по делу №2-517/2022).

Очень часто потребитель (особенно недобросовестный, стремящийся своими действиями принести вред управляющей организации) понимает закон так, что управляющая организация или ТСЖ обязаны ему предоставлять в письменном виде заверенную копию любого документа, который он запросит. Особенно на эту мысль его наводит абстрактная формулировка из п. 10.1 ст. 161 ЖК РФ про предоставление сведений об «основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности».

В дополнение к требованиям п. 10.1 ст. 161 ЖК РФ в 2022 году был дополнен Порядок осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 № 416 (далее – Порядок № 416). Им было установлено, что если управление многоквартирным домом осуществляет управляющая организация, она обязана раскрывать информацию путем размещения на постоянной основе:

Если заявителем не указано, как именно он хочет получить ответ, рекомендуется отправлять ответ заказным письмом с уведомлением о вручении, чтобы в дальнейшем избежать споров по факту и срокам ответа (хотя есть норма о том, что официальный ответ направляется по тем же каналам связи, по которым был получен запрос (обращение), если заявителем не указано иное). Кроме того, ответ на запрос может быть направлен на электронную почту заявителя, через ГИС ЖКХ, а также с нарочным самому собственнику или пользователю помещения в многоквартирном доме (либо через консьержа, если он есть) (п. 35 Порядка № 416).

Срок предоставления информации потребителю

При этом, если запрашиваемая информация раскрыта в необходимом объеме на официальном сайте в Интернете и (или) в официальных печатных изданиях, управляющая организация вправе, не раскрывая запрашиваемую информацию, сообщить адрес указанного сайта и (или) наименования и реквизиты официальных печатных изданий, где размещена информация.

При этом сроки для ответов на подобные обращения граждан УК нередко устанавливают самостоятельно (в том числе в договоре). Разберемся, правомерно ли это, в течение какого срока должен направляться ответ потребителю, а также какая ответственность предусмотрена законодательством для УК за нарушение срока предоставления информации потребителю.

Административная ответственность за неисполнение обязанности, предусмотренной пп. «р» п. 49 Правил предоставления коммунальных услуг и п. 21 Стандарта раскрытия информации, действующим законодательством не установлена. При этом на основании ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФадминистративным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.

В письменном запросе, подписанном потребителем, указываются наименование управляющей организации, в адрес которой направляется запрос, фамилия, имя и отчество потребителя (наименование юридического лица), почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, излагается суть заявления, а также отмечается способ получения информации (посредством почтового отправления или выдачи лично потребителю).

Для ответа на этот вопрос обратимся к Решению ВС РФ от 06.05.2011 № ГКПИ11-293, согласно которому п. 21 Стандарта раскрытия информации признан не противоречащим федеральному закону или другому нормативному правовому акту. В Решении указано, что в Стандарте раскрытия информации приведен более широкий перечень вопросов, в отношении которых должна быть предоставлена запрашиваемая информация. Что касается Правил предоставления коммунальных услуг и Правил содержания общего имущества, то они предусматривают предоставление информации меньшего объема, непосредственно касающейся сверки платежей за коммунальные услуги конкретного потребителя или информации о перечнях, объемах, качестве и периодичности оказанных услуг и (или) выполненных работ.

О том, как с 2022 года изменится порядок раскрытия информации УК о своей деятельности

  • данные о случаях привлечения управляющей компании или должностного лица к устным выговорам, письменным предписаниям, штрафам или дисквалификации за нарушения лицензионных требований в сфере управления многоквартирными домами (если таковые имеются).
  • Премьер-министр подписал постановление Правительства РФ от 29.07.2022 № 1136, согласно которому с 1 января 2022 года полностью или частично утратит силу 31 нормативно-правовой акт в сфере строительства и ЖКХ. Среди них ПП РФ № 731 и одиннадцать приказов Минстроя РФ. В ПП РФ № 1136 речь идёт о документах, которые были подписаны в период с 2010 по 2022 год и регулируют деятельность в сфере строительства и ЖКХ, в том числе управления многоквартирными домами.

    Вам может понравиться =>  При Продаже Квартиры По Дду Какой Налог

    Вместе с тем с 01.01.2022 действует норма части 10.1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривающая раскрытие информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (далее — ГИС ЖКХ, система) по адресу в сети Интернет dom.gosuslugi.ru.

    В соответствии с Федеральным законом от 21.07.2022 № 263-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» (в редакции от 31.12.2022) с 01.01.2022 данный Стандарт уже не применяется.

    За неисполнение обязанности по размещению информации в ГИС ЖКХ или нарушение установленных законодательством Российской Федерации порядка, способов и (или) сроков размещения информации, либо размещение информации не в полном объеме, либо размещение ответственность в соответствии с частью 2 статьи 13.19.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (неразмещение информации, размещение информации не в полном объеме или размещение недостоверной информации в ГИС ЖКХ), санкция которой предусматривает предупреждение или наложение штрафа на должностное лицо в размере от пяти до десяти тысяч рублей.

    • предусматривается обязанность инициатора общего собрания собственников помещений в МКД, которое решило перейти на «прямые договоры», также сообщать своим соседям по дому информацию, полученную от РСО (даты заключения и начала исполнения «прямых договоров», сроки и способы передачи показаний ИПУ и т.п.). Донести эту информацию нужно путем размещения на досках объявлений во всех подъездах МКД или придомовом земельном участке, в течение 5 календарных дней со дня ее получения от РСО;

    • уточняется (в полном соответствии с ЖК РФ) процедура перехода на «прямые договоры», при этом особенно акцентируется внимание на обязанность РСО распространять перед своими «прямыми» потребителями ту информацию, которую исполнитель коммунальных услуг и должен предоставлять (в последнее время участились случаи наказаний РСО за несоблюдение этой обязанности);

    Почти все эти изменения продиктованы необходимостью детализировать нормы, связанные с оказанием коммунальных услуг жителям МКД напрямую ресурсоснабжающими организациями, (РСО) — по так называемым «прямым договорам». Еще часть поправок связана с усилением правового статуса реестра лицензий по управлению МКД.

    • за содержание внутридомовых инженерных систем отвечают УК, даже если жители находятся на «прямых договорах» с РСО/регоператором, — это прямо предусматривается новой редакцией Правил № 354. РСО всегда отвечает только за подачу ресурса ко границе с внутридомовыми инженерными системами;

    • УК обязана предоставлять РСО и регоператору по обращению с ТКО не только указанную выше информацию, но и сведения из реестра собственников (ФИО с указанием размера долей в общем имуществе МКД), причем еще и постоянно актуализировать эти сведения в дальнейшем;

    Истцу отказано в предоставлении локального сметного расчета на ремонт подъезда, сертификата соответствия используемых материалов, договора подряда. Основание — это не предусмотрено Стандартом. Стандартом установлен исчерпывающий перечень информации, подлежащей раскрытию, в том числе по запросам заинтересованных лиц.

    Истцу отказано в удовлетворении исковых требований. Основание — ответчик не обязан предоставлять ведомости по зарплате, поскольку это не предусмотрено Стандартом ( апелляционное определение Саратовского областного суда от 17.12.2022 по делу № 33—7126/2022 );

    Истцу отказано в предоставлении сведений о движении денежных средств по банковскому счету ТСЖ. Основание — запрошенная информация выходит за рамки информации об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности ТСЖ, предусмотренной ч. 10 ст. 161 ЖК РФ и п. 9 Стандарта.

    Бухгалтерская отчетность — информация о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период. Она составляется на основе данных регистров бухгалтерского учета.

    В пункте 5 ПБУ 4/99 указано, что бухгалтерская отчетность состоит из бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, приложений к ним и пояснительной записки, а также аудиторского заключения, если организация подлежит обязательному аудиту ( апелляционное определение Свердловского областного суда от 16.08.2022 по делу № 33-13984/2022 );

    Управляющие Компании ЖКХ: снижение задолженности населения за оплату ЖКУ

    Снижение задолженности в досудебном порядке включает оповещение должников, индивидуальный прием должников, погашение задолженности путем заключения сделок с потребителем, меры договорной ответственности. Результатом является получение части, всей суммы задолженности или подготовка документов в суд.

    Срок исполнения обязательств:

    • текущая задолженность (срок погашения ещё не истек, но обязанность по погашению уже возникла);
    • просроченная задолженность (задолженность, срок оплаты которой истек).

    Возможный период погашения задолженности:

    • задолженность, с периодом погашения 2-3 месяца;
    • задолженность, с периодом погашения 12 месяцев с момента возникновения;
    • задолженность, с периодом погашения от 12 до 36 месяцев с момента возникновения.

    Возможность взыскания просроченной задолженности:

    • задолженность, которая будет оплачена;
    • задолженность, практически не подлежащая взысканию.

    Сегодня, одной из важнейших задач для Управляющей Компании ЖКХ (УК) является проблема задолженности населения по оплате жилья и коммунальных услуг (далее ЖКУ). О причине неплатежей каждый из нас знает не понаслышке, и добросовестность граждан в данном вопросе оставляет желать лучшего. Зная сезонных характер неплатежей граждан, Управляющим Компаниям ЖКХ необходимо разработать ряд мероприятий по их снижению, например, количество должников резко увеличивается в летние месяцы (дачный сезон, отпуска), соответственно предупредительные меры граждан должны быть проведены заранее «Готовь сани летом!».

    Для снижения задолженности необходим индивидуальный подход, то есть прием граждан для совместного решения проблемы неплательщика. В ходе личной встречи должник получает максимум информации о субсидиях и преимуществах своевременной оплаты. Компромиссным вариантом погашения обязательств является заключение сделок, который избавляет обе стороны от обращений в суд. Существует ряд соглашений между управляющей компанией и должником, например:

    Как мы знаем, проблему легче предупредить, чем в дальнейшем решить ее. В нашем случае большое внимание нужно уделять предупреждению задолженности и снижению той задолженности, которая возникла относительно недавно, так как долгосрочную задолженность взыскать гораздо сложнее. Где результатом будет служить процент собираемости платежей за ЖКУ, которого будет достаточно для безбедного существования Управляющей Компании ЖКХ и получения ею прибыли.

    Со ссылкой на Постановление Пленума ВС РФ от 27 июня 2022 г. № 22 Суд пояснил, что что само по себе наличие задолженности по оплате коммунальной услуги не может служить безусловным основанием для ее приостановления или ограничения, которые должны быть соразмерны допущенному нанимателем (собственником) нарушению, не выходить за пределы действий, необходимых для его пресечения, не нарушать прав и законных интересов других лиц и не создавать угрозу жизни и здоровью окружающих. Указанные ограничительные меры не должны нарушать установленные требования пригодности жилого помещения для постоянного проживания граждан.

    Со ссылкой на подп. «а» п. 117 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утв. Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354) ВС пояснил, что исполнитель ограничивает или приостанавливает предоставление коммунальной услуги, предварительно уведомив об этом потребителя при неполной ее оплате последним.

    Указанный факт вынудил собственника квартиры обратиться в прокуратуру Оренбургской области. Против руководителя УК в лице Сергея Безрукова было возбуждено дело об административном правонарушении. Впоследствии мировой судья оштрафовал генерального директора общества на 50 тыс. руб. за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП. Решение судьи устояло в апелляции и кассации.

    В свою очередь под неполной оплатой услуги потребителем понимается наличие у него задолженности по оплате 1 коммунальной услуги, превышающей сумму двух месячных размеров ее платы, исчисленных исходя из норматива ее потребления независимо от наличия/отсутствия индивидуального или общего (квартирного) прибора учета и тарифа на соответствующий вид коммунального ресурса. При этом между исполнителем и потребителем-должником отсутствует соглашение о погашении задолженности или последний не выполняет его условия.

    Как пояснил ВС, из материалов дела следует, что УК не доказала факт направления собственнику квартиры извещения о задолженности по коммунальной услуге водоотведения, поскольку задолженность потребителя по каждому виду коммунальной услуги рассчитывается отдельно, а ограничению либо приостановлению в случае неполной оплаты потребителем подлежит конкретная (не полностью оплаченная) коммунальная услуга. При этом Суд отметил, что в направляемом должнику извещении общество не отразило наличие или отсутствие технической возможности введения ограничения коммунальной услуги. Сведений о том, что потребителю был временно уменьшен объем подачи коммунального ресурса, в материалах дела не имеется. В связи с этим ВС указал на недопустимость приостановления коммунальной услуги, минуя стадию ее ограничения, если для последней имеется техническая возможность.

    В городе Омске протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных указанной статьей Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, уполномочены составлять должностные лица Государственной жилищной инспекции Омской области (ул. Булатова, 68; телефон (381-2) 69-37-28; электронная почта: gji@omskportal.ru).

    • посредством почтового отправления;
    • электронным сообщением на адрес электронной почты управляющей организации;
    • ГИС ЖКХ;
    • с нарочным самим собственником или пользователем помещения в многоквартирном доме либо через консьержа многоквартирного дома, если услуга консьержа предусмотрена договором управления многоквартирным домом;
    • а также высказан устно, в том числе на приеме.
    • об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности;
    • об оказываемых услугах;
    • о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости;
    • о ценах (тарифах) на предоставляемые коммунальные услуги посредством ее размещения в ГИС ЖКХ.

    В случае если запрашиваемая информация затрагивает интересы неопределенного круга лиц и, по мнению управляющей организации, раскрыта в необходимом объеме, а также является актуальной на момент рассмотрения запроса (обращения), управляющая организация вправе, не предоставляя запрашиваемую информацию, сообщить место ее размещения. Указанное сообщение направляется также в срок не позднее дня, следующего за днем поступления запроса (обращения).

    • об установленных ценах (тарифах) на услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах и жилых помещений в них;
    • о размерах оплаты в соответствии с установленными ценами (тарифами);
    • об объеме, о перечне и качестве оказываемых услуг и (или) выполняемых работ;
    • о ценах (тарифах) на предоставляемые коммунальные услуги и размерах оплаты этих услуг и др.
    Adblock
    detector