Постановка На Учет Ветоши Казенным Учреждением 2022
Содержание
- Постановка На Учет Ветоши Казенным Учреждением 2022
- Инструкция: учет материальных запасов в бюджетных учреждениях
- Таблица КВР и КОСГУ для госзакупок
- Учет средств во временном распоряжении казенным учреждением
- Изменения в Инструкции № 157н, вступающие в силу с 2022 г
- Расходы на благоустройство территории в бюджетной организации
- Нецелевое использование
- Казенные учреждения инструкция по бюджетному учету
Постановка На Учет Ветоши Казенным Учреждением 2022
Материальные запасы, остающиеся у учреждения в результате разборки, утилизации (ликвидации) основных средств или иного имущества, принимаются к учету по текущей оценочной стоимости (п. 106 инструкции, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н, далее — Инструкция № 157н). Ею признается сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи материальных ценностей на дату принятия к учету (п. 25 Инструкции № 157н).
- сведения о ценах на аналогичные материальные ценности, полученные в письменной форме от организаций-изготовителей;
- сведения об уровне цен, имеющиеся у органов государственной статистики, торговых инспекций, а также в средствах массовой информации и специальной литературе;
- экспертные заключения (в т.ч. экспертов, привлеченных на добровольных началах к работе в комиссии по поступлению и выбытию активов) о стоимости отдельных (аналогичных) объектов нефинансовых активов.
Бухгалтерская запись для принятия к учету ветоши зависит от вида списанного имущества. Если ветошь поступает в результате списания основного средства, принять ее к учету можно в корреспонденции со счетом 0 401 10 172, если в результате списания мягкого инвентаря — в корреспонденции со счетом 0 401 10 199. Бухгалтерские записи по принятию к учету ветоши следует закрепить в учетной политике учреждения.
В п. 12 порядка формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 08.06.2022 № 132н (далее — Порядок № 132н), приведен перечень аналитических групп подвидов доходов бюджетов. Однако Порядок № 132н направлен в первую очередь на кассовое исполнение бюджетов, в то время как в ситуации принятия к учету ветоши речь идет о неденежных доходах. Соответственно, учреждение может предусмотреть иной порядок формирования разрядов 15 — 17 номера счета 0 401 10 190. При формировании разрядов 15 — 17 номера счета 0 401 10 190 можно указать нули (000). Такой подход содержится в пп. «е» п. 3.1 совместного письма Минфина России и Федерального казначейства от 21.01.2022 № 02-06-07/2736, 07-04-05/02-932.
Инструкция: учет материальных запасов в бюджетных учреждениях
Учет материальных запасов в бюджете принято вести на соответствующем счете 0 105 00 000 «Материальные запасы». Это дебетовый счет. То есть счет 105 может иметь только дебетовое сальдо на конец отчетного периода либо нулевой остаток. Сальдо по кредиту или со знаком минус говорит об ошибке в учете. Единица учета должна быть определена самостоятельно. Например, единицей может быть номенклатурный номер, партия, однородная группа. Выбор следует закрепить в учетной политике. Это необходимо для обеспечения контроля над имущественными ценностями учреждений бюджетной сферы.
- Предметы и ценности, используемые в деятельности предприятия и имеющие срок использования менее 12 месяцев.
- Готовую продукцию — результат производственного цикла.
- Товары для продажи независимо от срока использования и стоимости объекта.
- Отдельные категории ценностей, поименованные в п. 99 Инструкции № 157н.
Аналитический учет материальных запасов в казенном учреждении следует детализировать по субсчетам. Для этого в учетной политике организации предусмотрите группировку счета 105 по субсчетам. Допускается включить в рабочий план счетов учреждения следующие субсчета:
Планом счетов (приказ № 157н) для учета запасов предусмотрен синтетический счет 010500000 (105) «Материальные запасы». Сам номер счета 105, где отражаются материальные запасы в бюджетном учреждении, состоит из 26 разрядов, но только разряды 18–26 используются в бухучете учреждения. В зависимости от группы и вида материальных запасов и сути их движения в номере счета меняется код в разрядах 22–26.
- библиотечные фонды;
- живые организмы, являющиеся источником биологической продукции, рост и восстановление которых управляются и контролируются субъектом учета;
- активы, составляющие культурное наследие;
- финансовые инструменты;
- незавершенное производство, если сформировавшее его учреждение выступает в роли подрядчика.
2. Незавершенное производство — затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, оказание услуг, приходящихся на не прошедшую всех стадий технологического процесса продукцию, а также на изделия неукомплектованные, не прошедшие испытания и техническую приемку, и (или) на объем не завершенных выполнением работ (этапов работ), услуг. Учет НЗП в составе запасов — новация рассматриваемого ФСБУ.
Ниже рассмотрена схема формирования номера счета бухучета в бюджетной организации, а также расшифрованы на примере коды разрядов. Подробную расшифровку разрядов также можно найти в п. 21 Инструкции к плану счетов (приказ № 157н), в таблице плана счетов для бюджетных учреждений и в п. 2.1 Инструкции к этому плану счетов (приказ № 174н).
Если стоимость составных частей комплекта выделена в отгрузочных документах поставщика (продавца), проблем с оценкой не возникнет. Однако если такая стоимость нигде не отражена, то комиссии учреждения по поступлению и выбытию активов необходимо будет определить ее самостоятельно по правилам, закрепленным в учетной политике. В целях оформления процедуры разукомплектации мягкого инвентаря целесообразно разработать соответствующий документ (например, акт о разукомплектации), который также следует утвердить в учетной политике.
При выдаче мягкого инвентаря в личное пользование работникам для выполнения ими своих служебных обязанностей его стоимость списывается с баланса и одновременно отражается на забалансовом счете 27 «Материальные ценности, выданные в личное пользование работникам (сотрудникам)».
Приказом Минпросвещения РФ от 13.11.2022 № 203 установлены нормы и порядок обеспечения за счет средств федерального бюджета бесплатным комплектом одежды, обуви и мягким инвентарем несовершеннолетних и лиц, достигших возраста 18 лет, обучающихся и воспитывающихся в образовательных организациях для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением, нуждающихся в особых условиях воспитания, обучения и требующих специального педагогического подхода (специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типов);
Оприходованный мягкий инвентарь подлежит маркировке (п. 118 Инструкции № 157н). Данная процедура проводится материально ответственным лицом в присутствии руководителя учреждения (его заместителя) и работника бухгалтерии. Предметы маркируются специальным штампом несмываемой краской без порчи их внешнего вида с указанием наименования учреждения. А при выдаче их в эксплуатацию производится дополнительная маркировка с отражением года и месяца выдачи со склада.
Поэтому отмена рассматриваемого порядка относительно всего мягкого инвентаря и всех возрастных групп воспитанников соответствующих организаций нецелесообразна. В данном случае финансисты предлагают маркировать одежду и обувь (в том числе спортивную) старшей возрастной группы воспитанников (выпускников) без порчи их внешнего вида путем прикрепления (пришивания) тканевых жетонов со специальным маркировочным штампом, нанесенным несмываемой краской.
Нами были приведены положения не всех, а только некоторых нормативных актов, но, опираясь даже на них, можно сделать вывод о том, что в учреждениях здравоохранения ветошь нужна для уборки и дезинфекции помещений, медицинского оборудования и инвентаря. Учреждение либо приобретает ветошь у специализированных организаций, либо получает ее от списания объектов мягкого инвентаря.
Деятельность медицинских учреждений неразрывно связана с использованием предметов мягкого инвентаря — одежды медицинских работников и обслуживающего персонала (халаты, костюмы и т.д.), пастельного белья и пастельных принадлежностей (простыни, наволочки, пододеяльники, одеяла и т.д.). В процессе эксплуатации (носки) мягкий инвентарь приходит в негодность и подлежит списанию с учета. В статье автором акцентировано внимание на том, как осуществляется его списание в бухгалтерском и налоговом учете, как отражается ветошь, которая образуется в результате его списания.
Из п. 10.1. Санитарных правил и нормативов «Гигиенические требования к размещению, устройству, оборудованию и эксплуатации больниц, родильных домов и других лечебных стационаров» СанПиН 2.1.3.1375-03, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 06.06.2003 N 124, следует, что для уборки помещений необходимы не только тазы, ведра, но и ветошь.
Салон автомашины скорой медицинской помощи, мебель, клеенчатое покрытие носилок при попадании инфицированного материала обрабатывается протиранием или орошением одним из дезинфицирующих растворов, разрешенных по ВИЧ-инфекции, с использованием ветоши, которую затем выбрасывают в клеенчатый мешок (п. 8 Методических рекомендаций от 14.04.2004 N 21 «Профилактика профессионального заражения ВИЧ-инфекцией медицинских работников скорой и неотложной медицинской помощи»).
Их списание производится на основании Акта о списании мягкого и хозяйственного инвентаря (ф. 0504143). Он составляется материально ответственным лицом и подписывается комиссией, назначаемой руководителем учреждения. Указанный документ оформляется в двух экземплярах: первый экземпляр сдается в бухгалтерию, а второй — остается у материально ответственного лица.
Учреждения, осуществляющие в соответствии с решением о централизации закупочной деятельности, принятым в порядке, установленном законодательством в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, функции и полномочия по закупке материальных запасов для нужд других организаций бюджетной сферы (фактических получателей закупаемых материальных запасов), расходы по доставке до центральных (производственных) складов (баз) и (или) грузополучателей согласно установленной ими учетной политике не включают в фактически произведенные вложения в приобретаемые материальные запасы (в их первоначальную стоимость) и отражают в составе расходов, относимых на финансовый результат текущего периода.
В рамках данной статьи напомним основные моменты, связанные с организацией бюджетного учета предметов вещевого имущества. Рассмотрим ситуации, когда учредитель (вышестоящая организация) разрешает учреждениям докупать предметы вещевого имущества самостоятельно или изготавливать их своими силами.
В целях бюджетного учета к специальной одежде относятся специальная одежда и обувь, а также предохранительные приспособления (комбинезоны, костюмы, куртки, брюки, халаты, полушубки, тулупы, различная обувь, рукавицы, очки, шлемы, противогазы, респираторы и др.), функционально ориентированные на охрану труда, технику безопасности, гражданскую оборону, защиту населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Принятие к бухгалтерскому учету материальных запасов, используемых в деятельности учреждения в течение периода, превышающего 12 месяцев, осуществляется с определением постоянно действующей комиссией по поступлению и выбытию активов срока их полезного использования (п. 10 СГС «Запасы»).
- Если маски для защиты дыхательных путей, медицинские перчатки приобретаются в целях формирования комплектов средств индивидуальной защиты (специальной одежды), выдаваемых сотрудникам учреждения для использования в течение периода, превышающего 12 месяцев, такие материальные ценности следует учитывать одновременно с комплектом специальной одежды на счете 105 05 «Мягкий инвентарь».
Порядком кассового обслуживания исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, утв. приказом Казначейства России от 10.10.2008 № 8н, получатели средств федерального бюджета и администраторы источников финансирования дефицита федерального бюджета для оплаты денежных обязательств представляют в обслуживающий орган Федерального казначейства один из следующих документов:
Номер счета бюджетного учета состоит из двадцати шести разрядов. В разрядах 1-17 номера счета (классификационный признак счета, далее — КПС) казенными учреждениями указывается с 4 по 20 разряд кода классификации доходов бюджетов, расходов бюджетов, источников финансирования дефицитов бюджетов.
В соответствии с пунктом 13 статьи 250 НК РФ стоимость материалов, полученных при демонтаже или разборке, ликвидации выводимых из эксплуатации основных средств (за исключением случаев, предусмотренных пп. 18 п. 1 ст. 251 НК РФ), признается внереализационным доходом. Согласно пункту 1 статьи 271 НК РФ для целей налогообложения прибыли доходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств, иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав (метод начисления).
По доходам в виде полученных материалов или иного имущества при ликвидации выводимого из эксплуатации амортизируемого имущества датой получения внереализационного дохода признается дата составления акта ликвидации амортизируемого имущества, оформленного в соответствии с требованиями к бухгалтерскому учету, т. е. Акта о списании (ф. 0504104, 0504105, 0504143) (пп. 8 п. 4 ст. 271 НК РФ). В рассматриваемом случае — это дата оприходования металлолома на счет 105 00. Сумма внереализационного дохода определяется как рыночная стоимость оприходованных ценностей (без включения в них НДС и акциза) (п.п. 5, 6 ст. 274 НК РФ).
Согласно подпункту 25 пункта 2 статьи 149 НК РФ от НДС освобождается реализация лома и отходов черных и цветных металлов. В силу пункта 6 статьи 149 НК РФ налогоплательщики, совершающие перечисленные в статье 149 НК РФ операции, освобождаются от уплаты НДС при наличии у них соответствующих лицензий на осуществление деятельности, лицензируемой согласно законодательству.
Специальные кодификаторы следует применять в учете и планировании расходов учреждения бюджетной сферы. Их используют при подготовке бюджета на отчетный период и планировании закупок. Шифр не используется обособленно, так как является структурной частью целого — кода бюджетной классификации.
- коммунальные услуги по счетам управляющих компаний в многоквартирных домах;
- компенсацию стоимости коммунальных услуг арендодателей и ссудодателей;
- поставку топлива (исключение — природный газ по газораспределительной сети);
- водоснабжение и горячее водоснабжение по двухкомпонентному тарифу;
- энергосервисные договоры и контракты.
Детализация каждой расходной операции экономического субъекта бюджетной сферы — основа планирования и исполнения бюджета. От правильности выбранного кода вида расхода и классификации операций сектора госуправления зависит эффективное и прозрачное планирование, обеспечение целевого использования выделенных средств и достоверность бухгалтерской отчетности.
В части оплаты по тарифам за поставку электроэнергии, поставку газа, теплоснабжение, а также оплаты транспортировки газа, электричества по газораспределительным и электрическим сетям (за исключением аналогичных расходов зарубежных аппаратов государственных органов (направление расходов 90039 «Расходы на обеспечение функций зарубежного аппарата государственных органов»), при обеспечении деятельности которых вид расходов 247 не применяется)
Код вида расхода, или КВР, — это специальный числовой код, позволяющий сгруппировать однородные виды расходных операций по их содержанию с целью управления бюджетным процессом в части расходования средств и контроля над его исполнением в соответствии с действующими требованиями бюджетного законодательства.
Так как передача основных средств в личное пользование отражается в учете путем их внутреннего перемещения на счете 101 00 с увеличением забалансового счета 27*(13) , то возврат на склад отражается также путем внутреннего перемещения объекта основного средства с уменьшением забалансового счета 27:
Если неисключительное право пользования РИД документально подтверждено, срок его полезного использования составляет более 12 месяцев, объект соответствует понятию «актива» и является идентифицируемым, то в учете операциями 2022 года следует отразить:
Однако положения Инструкций №№ 162н, 174н и 183н*(8) содержат и «прямые» бухгалтерские записи для принятия к учету материальных запасов на соответствующий счет 105 00 сразу со счета 302 34 или 208 34 без использования счета 106 04 (п. 23 Инструкции № 162н, п. 34 Инструкции № 174н, п. 34 Инструкции № 183н). При этом, если необходимо сформировать первоначальную стоимость материального запаса, то необходимо сначала «собрать» ее именно на счете 106 04 и только потом отразить принятие к учету материального запаса по сформированной стоимости.
Данный вопрос возникал у всех бухгалтеров при прочтении Методических рекомендаций по применению Федерального стандарта «Запасы», доведенных письмом Минфина России от 01.08.2022 № 02-07-07/58075. В данном письме счет 106 04 применяется повсеместно при принятии к учету материальных запасов.
Согласно пп. 10.2.8, 11.1 Порядка № 209н*(11) расходы на приобретение основных средств относятся на статью 310 КОСГУ, а расходы, формирующие стоимость основного средства — на подстатью 228 КОСГУ. Таким образом, расходы, формирующие первоначальную стоимость основного средства и относимые в дебет счета 106 01, относятся на коды КОСГУ в следующем порядке:
Таблица КВР и КОСГУ для госзакупок
Еще в 2022 году все затратные операции в бюджете классифицировались по КОСГУ. Кодификатор являлся неотъемлемой частью кода бюджетной классификации. 20-значный КБК каждой расходной операции заканчивался тремя символами — КОСГУ. Но уже с января 2022 года правила поменялись, и бюджетная классификация по КОСГУ не формируется. Вместо классификации операций сектора государственного управления в КБК указывают код вида расходов, или КВР.
Статья 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» КОСГУ детализирована подстатьями 341-347, 349 КОСГУ. По этим подстатьям отражайте расходы на приобретение (изготовление) объектов, признаваемых материальными запасами, и операции по их поступлению (принятию к учету).
Бюджетное учреждение заключило договор на проведение периодического медицинского осмотра водителей. Такие затраты относим на подстатью 226 КОСГУ. В эту категорию следует относить все виды работ и услуг, которые не включены в подстатьи 221-225, 227-229 КОСГУ.
В части оплаты по тарифам за поставку электроэнергии, поставку газа, за теплоснабжение, а также оплаты транспортировки газа, электричества по газораспределительным и электрическим сетям (за исключением аналогичных расходов зарубежных аппаратов государственных органов (направление расходов 90039 «Расходы на обеспечение функций зарубежного аппарата государственных органов»), при обеспечении деятельности которых вид расходов 247 не применяется)
На подстатье 310 «Увеличение стоимости основных средств» отражайте расходы на строительство, приобретение (изготовление), реконструкцию, техническое перевооружение, расширение, модернизацию (модернизацию с дооборудованием) объектов основных средств и операции по их поступлению (принятию к учету).
Учет средств во временном распоряжении казенным учреждением
Как поясняется в письме Минфина России от 27.06.2022 № 02-07-07/31342, учитывать деньги на за- балансовом счете 10 «Обеспечение исполнения обязательств» не нужно. Согласно пункту 8.1 Порядка открытия и ведения лицевых счетов территориальными органами Федерального казначейства, утв. приказом Казначейства России от 29.12.2012 № 24н, для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение получателя бюджетных средств, в органах Федерального казначейства открываются и ведутся лицевые счета с кодом 05.
Особого внимания заслуживает ситуация, когда денежные средства, полученные во временное распоряжение, подлежат перечислению в доход бюджета, а не обратно их владельцу. К примеру, согласно разъяснениям, приведенным в совместном письме Минфина России № 02-02-04/67438 и Казначейства России № 42-7.4- 05/5.1-805 от 25.12.2022 если в соответствии с условиями контракта поставщик предоставлял денежное обеспечение, то в случае нарушения им обязательств по возврату аванса, в обеспечение исполнения которых были предоставлены указанные денежные средства, из него удерживается необходимая сумма. При этом заказчик может направить сумму из удержанного денежного обеспечения на исполнение данного контракта либо (в случае расторжения ранее заключенного контракта) на заключение нового контракта в соответствии с законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
- «Счет 17 «Поступления денежных средств на счета учреждения» открывается к счетам 020100000 «Денежные средства учреждения» и предназначен для аналитического учета поступлений денежных средств (возврата указанных поступлений) на банковские счета субъекта учета, на лицевой счет, открытый ему органом федерального казначейства (финансовым органом), а также в кассу субъекта учета»;
- «Счет 18 «Выбытия денежных средств со счетов учреждения» открывается к счетам 020100000 «Денежные средства учреждения» и предназначен для аналитического учета выплат денежных средств (восстановлений выплат) с банковских счетов субъекта учета, с лицевого счета, открытого ему органом федерального казначейства (финансовым органом), а также из кассы субъекта учета».
В программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» указанная операция отражается документом «Заявка на кассовый расход», «Заявка на кассовый расход (сокращенная)», «Кассовое выбытие» с видом операции Перечисление средств во временном распоряжении (кроме перечислений в бюджет) (3 304 01)», в случае перечисления денежных средств в бюджет – используется вид операции «Перечисление средств во временном распоряжении в бюджет (3 304 01)».
В соответствии с условиями контракта поставщиком (исполнителем, подрядчиком) может предусматриваться наряду с обеспечением возврата аванса обеспечение уплаты неустойки, в том числе штрафа. В указанном случае, если предоставленного поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обеспечения исполнения обязательств недостаточно для погашения требований по возврату аванса и уплате неустойки, решение об очередности погашения требований принимается заказчиком самостоятельно с учетом норм действующего гражданского законодательства.
Изменения в Инструкции № 157н, вступающие в силу с 2022 г
На забалансовом счете 27 помимо прочего учитывайте ОС в личном пользовании сотрудников. Это имущество, которое они используют в том числе за пределами учреждения и вне рабочего времени. Ранее в Инструкциях не говорилось о забалансовом учете таких объектов, поэтому вопрос был спорным.
В Инструкции с 2022 г. предусмотрели счет 106.50 для учета вложений в имущество казны. В Единый план счетов его ввели только с 2022 г. По плану счетов № 162н дата начала применения счета также приходится на следующий год. Таким образом, внедрить новшество надо с 2022 г.
Раздел земельного участка отражайте проводками по счету 0.401.10.172 аналогично тому, как отражается разукомплектация основного средства. По этому же счету уполномоченные органы отражают прием в состав казны земельного участка после разграничения права собственности на него.
Собственные аналитические коды синтетических счетов и забалансовые счета можно вводить в рабочий план счетов только с учетом требований органа, которому учреждение подает отчетность (субъекта консолидации). В приказе об изменении Инструкции не указано, как поступить с уже установленными дополнительными счетами. Предполагается, что требования должны выполняться в отношении всех счетов, которые отражаются в отчетности после вступления поправок в силу.
Показатели счета 205.00 в регистрах аналитического учета разделяйте не только по контрагентам, но и по правовым основаниям возникновения доходов (например, по договорам). Учет можно вести по группам контрагентов, но лишь при условии, что вы ведете персонифицированный учет вне балансовых счетов (управленческий учет). При этом не реже чем на каждую отчетную дату сверяйте данные бухгалтерского и управленческого учета.
Расходы на благоустройство территории в бюджетной организации
В соответствии с п. 3.2 СП 82.13330.2022 [1] благоустройство территории — это комплекс мероприятий по инженерной подготовке к озеленению, устройству покрытий, освещению, размещению малых архитектурных форм и объектов монументального искусства, направленных на улучшение функционального, санитарного, экологического и эстетического состояния участка. Например, элементами благоустройства являются:
Согласно введению к ОКОФ в названную группировку входят все виды культивируемых многолетних насаждений, неоднократно дающие продукцию, включая редкие растения, чей естественный рост и восстановление находятся под прямым контролем, ответственностью и управлением конкретных юридических лиц, независимо от возраста данных насаждений. Например:
Минфин в Письме от 13.09.2022 №02-08-05/70775 разъяснил, что исходя из положений Порядка №209н [2] расходы на благоустройство территории, находящейся в оперативном управлении учреждения, в зависимости от экономического содержания расходов, осуществляемых в целях благоустройства, следует отражать:
Согласно п. 36 ст. 1 ГрК РФ под благоустройством территории понимаются деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории муниципального образования, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, деятельность по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий.
Многолетние насаждения (деревья) учитываются в составе группы учета «Биологические ресурсы» на счете 101 37000 «Биологические ресурсы — иное движимое имущество учреждения» и принимаются к учету по первоначальной стоимости (п. 14 СГС «Основные средства« [5] , п. 23, 45 Инструкции № 157н, п. 4, 5 Инструкции № 162н [6] ).
Когда неисключительные права на программное обеспечение принимаются к учёту, в 24–26 разрядах счёта 111 6I и 106 6I указываются подстатьи КОСГУ: 352 «Увеличение стоимости неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности с определённым сроком полезного использования» – для прав с определённым сроком полезного использования; и 353 «Увеличение стоимости неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности с неопределённым сроком полезного использования» – с неопределённым сроком. Такой порядок следует из п. 11.5.2, 11.5.3 Порядка № 209н.
- объект способен приносить учреждению экономические выгоды в будущем;
- у объекта отсутствует материально-вещественная форма;
- объект можно идентифицировать, выделить или отделить от другого имущества;
- объект предназначен для использования в течение длительного времени, то есть срок его полезного использования составляет свыше 12 месяцев;
- учреждение не планирует последующую перепродажу программы;
- имеются надлежащим образом оформленные документы, подтверждающие существование объекта;
- учреждение обладает исключительными правами на программный продукт в соответствии с лицензионными договорами или другими документами.
Если объект нематериальных активов используется при изготовлении готовой продукции, выполнении работ, оказании услуг или их реализации, сумма амортизации относится на счёт 0 109 00 271. В иных случаях при начислении амортизации применяется счёт 0 401 20 271.
Для учёта фактических затрат в целях формирования первоначальной стоимости неисключительных прав пользования на программное обеспечение предусмотрен счёт 0 106 6I 000 «Вложения в права пользования нематериальными активами — программное обеспечение и базы данных». Данный счёт можно не использовать, если первоначальная стоимость приобретения программы складывается лишь из цены, установленной в лицензионном договоре, и учреждение не несёт иных фактических затрат, связанных с приобретением программного продукта.
Программные обеспечения, срок полезного использования которых составляет не более 12 месяцев, но переходит за пределы года возникновения таких прав (распространяется на два финансовых года), отражаются на счёте 401 50 «Расходы будущих периодов», однако не подлежат учёту на счёте 111 6I «Права пользования программным обеспечением и базами данных» (см. п. 3 Письма Минфина России от 02.04.2022 № 02-07-07/25218).
Текущую оценочную стоимость НФА определяют методом рыночных цен на основании данных о сделках с аналогичным или схожим активом, совершенных без отсрочки платежа. Эта стоимость равна сумме средств, которые необходимы для продажи или покупки данных активов на дату принятия к учету (п. 25 Инструкции № 157н).
Ответ. Порядок принятия к учету бесхозяйных недвижимых вещей утвержден приказом Минэкономразвития от 10.12.2022 № 931. Его положения носят общий характер и касаются всех бесхозяйных недвижимых вещей. В частности, документ конкретизирует, что бесхозяйную недвижимость принимают к учету Росреестр и его территориальные органы на основании заявлений органов местного самоуправления городских и сельских поселений, городских округов. Если речь идет о межселенной территории, заявление подает орган МСУ муниципального района, на территории которого находится недвижимая вещь.
Ответ. Нефинансовые активы (НФА) принимают к учету по первоначальной стоимости (п. 23 Инструкции № 157н). Бесхозяйное имущество учреждение получает при необменной операции, то есть безвозмездно. Поэтому первоначальной стоимостью такого имущества является его текущая оценочная стоимость на дату принятия к бухучету. То есть справедливая стоимость, увеличенная на стоимость услуг, связанных с доставкой, регистрацией и приведением объекта в состояние, пригодное для использования (п. 25, 31 Инструкции № 157н, п. 52 стандарта «Концептуальные основы», утв. приказом Минфина от 31.12.2022 № 256н).
Ответ. До признания права собственности публично-правового образования на бесхозяйный объект орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, отражает этот объект на забалансовом счете 02. После регистрации права имущество переносят на счет 108 ХХ (п. 38, 39 Инструкции № 162н). В учете делают запись:
Комиссия по поступлению и выбытию активов, функционирующая в учреждении на постоянной основе, использует данные о ценах на аналогичные материальные ценности. Эту информацию можно взять в том числе из экспертных заключений о стоимости аналогичных объектов (п. 25, 31 Инструкции № 157н, п. 59 стандарта «Концептуальные основы»). Таким образом, определенная рыночная оценка может быть признана в качестве текущей оценочной стоимости.
Нецелевое использование
К подстатье 225 КОСГУ «Работы, услуги по содержанию имущества» относятся расходы по оплате договоров на выполнение работ, ока¬зание услуг, связанных с содержанием, обслуживанием, ремонтом имущества, полученного в аренду или безвозмездное пользование, находящихся на праве оперативного управления и в государственной казне Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования.
В отношении обслуживания и ремонта единых функционирующих систем (локально-вычислительных сетей, пожарной и охранной сигнализации, си¬стем допуска в помещение и видеонаблюдения и т. п.), входящих в состав отдельных объектов нефинансовых активов, в Указаниях № 180н также пред-писано использование кода 225 КОСГУ. Даже если такие системы не отра¬жены в учете в качестве отдельного инвентарного объекта.
Если подрядчики делают уборку или санитарно-гигиеническую очистку помещений, такие работы отражают по подстатье 225 КОСГУ. Этот порядок применяется, даже если подрядчик указал в документах перечень и стоимость израсходованных им материалов. Но все не так просто. Если в договоре сказано, что учреждение оплачивает ремонтные работы согласно смете, то расходы относят на подстатью 225 КОСГУ. А если в нем есть только формулировки «установка» или «монтаж», в большинстве случаев нужно применить подстатью 226 КОСГУ.
Для того чтобы четко понимать, какие расходы следует относить на статью 225, а какие на статью 310 КОСГУ (ремонт или реконструкция (мо¬дернизация, дооборудование)), следует отталкиваться от первопричины (цели) выполнения работ. Если целью является улучшение характери¬стик исправного объекта, то такие расходы не относятся к статье у 225 КОСГУ. Например, монтаж оборудования или дератизацию помещения, которые учреждению не принадлежат, отражают по подстатье 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ.
Если и на следующий год учреждение решит благоустроить ту же самую территорию (посадить цветы и обновить клумбы), то классификация расходов будет иной. Затраты надо учесть по подстатье 225 КОСГУ, поскольку к моменту начала работ у учреждения уже есть имущество (клумбы) и оно оплачивает мероприятия по их содержанию.
Если вы списываете одежду с одного МОЛа на другое, составьте требование-накладную (ф. 0315006), в котором ответственные поставят личные подписи. Если в учетной политике госучреждения определено, что материалы списываются в момент получения от структурного подразделения документа об их использовании, отразите операцию проводками:
Компания «Ветошь-М» предлагает вашему вниманию свою продукцию: 100 % х/б обтирочные материалы в Москве: (тряпки для протирки), отбеленное вафельное полотно (ткань), , лоскут весовой и х/б технические салфетки. Вся продукция прекрасно подходит для обтирки станков, рук, в полиграфии, металлургии и других отраслях промышленности. Мы не торгуем евроветошью (синтетикой), наша ветошь прекрасно впитывает!
Даже у тех, кто знает, что такое КОСГУ в бюджете, расшифровка может вызвать затруднение. Классификация операций сектора государственного управления — это часть классификации счета, которая позволяет группировать затраты госсектора экономики в зависимости от экономического содержания и включает в себя группу, статью и подстатью.
Ключевым признаком отнесения актива к мягкому инвентарю является его бухгалтерская принадлежность, определяемая нормативными актами, а не собственно ощущением мягкости. Бухгалтеры не должны относить предметы к этой категории без опоры на Инструкцию, где четко поименованы все типы материальных запасов.
В состав материальных запасов входят предметы, которые используются не более года, готовая продукция, товары, а также другие специфические активы, перечисленные в п. 99 Инструкции к плану счетов (приказ № 157н). Для их учета предусмотрен синтетический счет 010500000 «Материальные запасы». Сам номер счета 105, где отражаются материальные запасы в бюджетном учреждении, состоит из 26 разрядов, но только разряды 18–26 используются в бухучете учреждения. В зависимости от группы и вида материальных запасов и сути их движения в номере счета меняется код в разрядах 22–26.
Согласно п. 65 Инструкции N 25н объекты мягкого инвентаря учитываются в составе материальных запасов на счете аналитического учета 105 05 000 «Мягкий инвентарь». Их учет ведется с группировкой по наименованиям, количеству, подразделениям и материально ответственным лицам. По истечении установленного срока эксплуатации, который определяется соответствующими нормативными актами, либо при наступлении физического износа или порчи предметы мягкого инвентаря подлежат списанию с бухгалтерского учета (п. 59 Инструкции N 25н). Таким образом, их списание при вводе в эксплуатацию, как это часто встречается на практике, является нарушением норм Инструкции N 25н.
Их списание производится на основании Акта о списании мягкого и хозяйственного инвентаря (ф. 0504143). Он составляется материально ответственным лицом и подписывается комиссией, назначаемой руководителем учреждения. Указанный документ оформляется в двух экземплярах: первый экземпляр сдается в бухгалтерию, а второй — остается у материально ответственного лица.
Из п. 10.1. Санитарных правил и нормативов «Гигиенические требования к размещению, устройству, оборудованию и эксплуатации больниц, родильных домов и других лечебных стационаров» СанПиН 2.1.3.1375-03, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 06.06.2003 N 124, следует, что для уборки помещений необходимы не только тазы, ведра, но и ветошь.
Нами были приведены положения не всех, а только некоторых нормативных актов, но, опираясь даже на них, можно сделать вывод о том, что в учреждениях здравоохранения ветошь нужна для уборки и дезинфекции помещений, медицинского оборудования и инвентаря. Учреждение либо приобретает ветошь у специализированных организаций, либо получает ее от списания объектов мягкого инвентаря.
Салон автомашины скорой медицинской помощи, мебель, клеенчатое покрытие носилок при попадании инфицированного материала обрабатывается протиранием или орошением одним из дезинфицирующих растворов, разрешенных по ВИЧ-инфекции, с использованием ветоши, которую затем выбрасывают в клеенчатый мешок (п. 8 Методических рекомендаций от 14.04.2004 N 21 «Профилактика профессионального заражения ВИЧ-инфекцией медицинских работников скорой и неотложной медицинской помощи»).
Выдавая спецодежду непосредственно сотрудникам, кладовщик заполняет два документа: требование-накладную (ф. 0315006) и ведомость выдачи материальных ценностей на нужды учреждения (ф. 0504210). Бухгалтерия на основании имеющихся документов списывает имущество со счета 0105X5 000 и перемещает на забаланс. Для забалансового учета создан счет 27 «Материальные ценности, выданные в личное пользование работникам (сотрудникам)», который помогает следить за сохранностью имущества. Аналитика по этому счету ведется в карточке количественно-суммового учета (ф. 0504041).
Врач, механик, военный, токарь — эти профессии объединяют особые условия труда и необходимость использовать спецодежду. Спецодежда — это не просто униформа или атрибут, а средство защиты, которое обеспечивает безопасность и комфорт сотрудника. В таких отраслях, как медицина, правоохранительные органы, производственное обучение и т.п., обороты спецодежды велики, поэтому требуют особого внимания при ее учете. Об основных правилах учета спецодежды у «бюджетников» рассказывает руководитель проекта «Контур-Бухгалтерия Бюджет» компании СКБ Контур Юлия Вольхина.
Термином «спецодежда» для простоты объединяют понятия «специальная одежда», «специальная обувь» и «средства индивидуальной защиты». Стоимость и срок годности объектов спецодежды могут быть разными, но в любом случае они считаются мягким инвентарем, для учета которого предназначены счета вида 0 105X5 000 (Инструкция № 157н «Об утверждении единого плана счетов…»):
Спецодежда ставится на учет учреждения по фактической стоимости. Из чего эта стоимость складывается? В основе, конечно, лежит стоимость непосредственно одежды. К ней добавляются дополнительные затраты на доставку, оплату услуг посредников, пошлины, иные возможные расходы, возникшие во время покупки и подготовки к эксплуатации. Все эти суммы бухгалтер сначала собирает на счете 0 10600 000 «Вложения в нефинансовые активы». Только после этого спецодежду можно принять к учету.
Если вы списываете одежду с одного МОЛа на другое, составьте требование-накладную (ф. 0315006), в котором ответственные поставят личные подписи. Если в учетной политике госучреждения определено, что материалы списываются в момент получения от структурного подразделения документа об их использовании, отразите операцию проводками:
Казенные учреждения инструкция по бюджетному учету
- Производится списание остаточной стоимости: Дт 1 40110 172 Кт 1 10134 410 на сумму 25 140 рублей;
- Произведено списание амортизационных отчислений: Дт 1 10134 410 Кт 1 10134 410 на сумму 100 560 рублей;
- Отражено оприходование запчасти: Дт 1 10536 340 Кт 1 40110 172 на сумму 570 рублей.
- Перечень используемых при учете информации рабочих счетов.
- Порядок документооборота, используемые в учете первичные формы, график создания и передачи, список ответственных лиц.
- Документы первичного учета, отличающиеся от унифицированных форм с обязательными реквизитами.
- Порядок проведения инвентаризаций, система внутреннего контроля.
- Методы оценки имущества, обязательств и иные правила, обеспечивающие законность операциям.
В соответствии с налоговым законодательством средства, полученные от оказания казенными учреждениями государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ), а также от исполнения ими иных государственных (муниципальных) функций, не являются объектом налогообложения (пп. 33.1 п. 1 ст. 251 гл. 25 НК РФ). При этом необходимо учитывать, что если казенное учреждение оказывает иные платные услуги (например, сдача в аренду имущества, временно неиспользуемое) или осуществляет реализацию государственного и муниципального имущества по распоряжению учредителя, то появляется объект налогообложения налогом на прибыль и НДС. В соответствии со статьей 41 БК РФ доходы от этих операций признаны доходами бюджета, поэтому налог на прибыль подлежит начислению за счет расходов (код 290) в следующем порядке:
- доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;
- доходы от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале, государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней), находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;
- доходы от платных услуг, оказываемых казенными учреждениями.
Уточняется методология бюджетных инвестиций в капитальные вложения учреждений. В соответствии с совместным письмом от 31.12.2013 Минфина России № 02-02-005/58618 и Федерального казначейства № 42-7.4-05/897 бюджетные инвестиции в капитальные вложения учреждения осуществляются в следующем порядке:
21 Мар 2022 yuristco 421