Молодой Специалист Второе Трудоустройство
Содержание
- Надбавки к ставке. Размер увеличения ЗП зависит от множества критериев. Ориентировочный размер надбавки составляет 40-50%. Второй показатель чаще применяется к претендентам, у которых есть красный диплом.
- Компенсация за коммунальные услуги.
- Подъемные деньги. Это РДВ (разовая денежная выплата), что предоставляется в течение месяца после зачисления педагога в штат.
- Помощь при переезде в другую местность (командировочные, компенсация стоимости проезда и перевозки).
- Льготная ипотека. Условия предоставления могут отличаться в разных регионах. Суть ее в том, что муниципалитет выплачивает определенную сумму первоначального взноса. Претендентам гарантируются льготные процентные ставки.
- Служебное жилье на период трудоустройства.
- Высшего или среднего профессионального образования, которое было получено по очной системе обучения в образовательном учреждении, имеющем аккредитацию на государственном уровне. Некоторые регионы устанавливают в качестве дополнительного условия обучение на бюджете.
- Начального образования – лицей или профессиональное техническое училище;
Это же касается и выпускников с несоответствующим возрастом, которые соблюли все условия, связанные с обучением и трудоустройством — для них получение пособия также будет невозможным. Вместе с тем, для статуса молодого специалиста не нужно дополнительных документов, достаточно только удостоверения личности с указанным годом рождения и диплом об образовании со справкой из учебного заведения.
После обучения и получения диплома, первая трудовая деятельность должна осуществляться на предприятии бюджетной сферы. Предоставление единовременных выплат, льгот и иных мер социальной поддержки молодых специалистов устанавливается отраслевыми соглашениями соответствующих ведомств.
Подъемные станут доступны только после заключения первого трудового договора. Перед его подписанием, выпускник обязан представить работодателю свой диплом о полученном образовании. С момента его получения должно пройти нем более года,только в этом случае можно претендовать на помощь государства.
Работу по профильному образованию найти очень трудно. Исследование, проведенное Центром Маркетинговых и Социологических исследований Кадрового Дома «СуперДжоб» показало, что в целом по стране только 50% выпускников российских вузов трудоустроены по специальности. Остальные работают, где и кем придется. Часть из них стремится получить дополнительное, в том числе, второе высшее образование по совершенно иной специальности. Но это еще и дополнительно затраченные время, средства и нервы. Одной из причин такого положения дел является отсутствие у молодых людей профориентации и достоверной информации о спросе и предложениях на российском рынке труда.
Почему проблема? Причиной этому является отсутствие опыта практической деятельности. А ведь во многих профессиях недостаточно одних теоретических знаний. От года до трех лет стажа по специальности – такое условие является обязательным в большинстве компаний при приеме на работу. Именно из-за отсутствия такого стажа молодежи чаще отказывают.
Центральными терминами в методологии нашего исследования являются: социум, молодежь, специалист, безработица, профессия и стаж. Интерпретация этих понятий означает поиск эмпирических признаков, поясняющих их значения в некотором существенном отношении. Иными словами, необходимо достичь такого уровня конкретизации теоретического материала, при котором содержание понятий можно будет зарегистрировать в виде эмпирического индикатора. Эмпирическими переменными являются факторы, влияющие на увеличение не занятых дипломированных специалистов.
Многие выпускники, покинув стены родной альма-матер, пребывают в растерянности. Большинство из них привыкло жить по составленному деканатом расписанию. Поэтому, получив диплом в руки и полную свободу действий, они не знают, куда податься, где, и главное — КАК искать работу. Особенно удивляет вчерашних студентов равнодушие работодателя к красному диплому. Если в анкете напротив графы «стаж» стоит жирный прочерк, «круглые» пятерки оказываются абсолютно бесполезными. И даже название престижного вуза не является панацеей от безработицы.
В современных условиях все более актуальными становятся проблемы трудоустройства студентов и выпускников вузов, наиболее полной реализации их профессионального и личностного потенциала. Молодые специалисты, выходящие на рынок труда после окончания учебных заведений, неизбежно сталкиваются с различными сложностями.
Дополнительно предусматривается государственная поддержка молодёжи. Первое на базе колледжей для получения востребованных навыков на рынке труда, направленно на краткосрочное проф. Обучение 13,5 ты с. человек. Второе по проекту «Бастау-Бизнес» обучение предпринимательству было направлено 4.536 молодых людей, 396 были выданы кредиты. Третье на 1 сентября 2022 года было трудоустроено 136,9 тысяч молодых выпускников на постоянные рабочие места. Так же были трудоустроены 86,7 тысяч молодых людей. По проекту бесплатное техническое профессиональное обучение были привлечены 38 тысяч молодых выпускников. Ежегодно по данной программе учатся свыше 21 тысячи выпускников.
На текущей период в Республике Казахстан заметна положительная динамика в обеспечении занятости населения. К примеру, в 2022 году численность экономически активного населения Республики Казахстан в возрасте от 15 лет и выше достигла 9,0 млн. человек. За период 2010-2022 годы наблюдалась снижение численности безработного населения [44, с. 247].
Как мы видим по 2022 год, по сравнению с 2010 число безработных сократилось с 496,5 ты с. человек до 451,9 ты с. человек, иными словами на 10%. Однако безработное население по уровню образования в Республике Казахстан с высшим образованием и со средним специальным образованием обладает тенденцией к увеличению. В 2010 году безработное население с высшим образованием составляло 19,7% то в 2022 году 27,2% средне-специальное образование 2010-25,9%,2022-33,6%. В основном безработными являются молодые люди имеющие среднее образование. Их численность от общего числа безработного населения находится в диапазоне 27,8%-36,3%.
Каждый год в послании Президента народу страны особое внимание уделяется развитию социально-ориентированного государства. Одним из основных факторов для формирования и развития социально-ориентированного государства, отвечающие международным требованиям и стандартам в условиях, когда усиливается глобализация отечественных конкурентоспособных, молодых специалистов. Такая молодёжь это залог успешного процветания наци, залог правого гражданского общества. Важная часть жизни абсолютно всех граждан Казахстана в возрасте от 14 до 29 лет. Важным считается вопрос трудоустройства. Молодой человек из-за своего молодого возраста, не может обладать каким либо опытом, но он обладает большим инновационным потенциалом, желанием работать.
Попыткой решить данную проблему стала акция “С Дипломом в Село”. Из отчёта Министерства сельского хозяйства в 2009 году 6.582 специалиста отправились работать в сельскую местность. Вице Министр сельского хозяйства М. Оразаев прокоментировал данную ситуацию, по его словам 78% специалистов направленных в сельскую местность учителя, оставшиеся это работники социального обеспечения, здравоохранения, культуры, спорта. М. Оразаев отметил, что данная программа продолжится. В дополнении к деньгам, что будут выделены в качестве пособий, государство предусмотрело 3,5 млрд. тенге для бюджетного кредитования. Данная акция была очень продуктивна, она способствовала трудоустройству 6.582 молодых специалистов. Основной причиной применения полученных навыков на практике препятствует тот факт, что молодого выпускника без опыта работы работодатель не берёт. Но в случаи, если же всё-таки выпускник после испытательного срока будет принят на работу, размер заработной платы является минимальным.
Трудоустройство молодых специалистов в россии
На данный момент в Государственную Думу Российской Федерации внесено предложение ввести квоты для приема на работу молодых специалистов. Этот законопроект предполагает, что компании, которые не хотят нанимать молодых специалистов в соответствии с квотой, могут облагаться дополнительным налогом. Эти квоты должны распространяться не только на выпускников вузов, но и на выпускников средних технических учебных заведений. За отказ принять на работу молодых специалистов, ищущих работу впервые, депутаты предлагают наказать работодателей штрафом в размере от 2 до 3 тысяч рублей. Но этот законопроект в настоящее время только находится на рассмотрении.
Нынешняя ситуация в России характеризуется существенным дисбалансом в структуре занятости, ставками заработной платы на рынке труда и деформацией мотивационного механизма трудовой деятельности. Минимальная заработная плата в России в несколько десятков раз ниже, чем в Соединенных Штатах, а средняя с точки зрения покупательной способности превратилась в минимальную и позволяет воспроизводить только низкоквалифицированным работникам. Практически высококвалифицированный труд не стимулируется. Все это сопровождается снижением производительности труда.
К сожалению, значительная часть молодых людей, окончивших университеты и колледжи на основе бюджетных бюджетных выплат, в будущем не будут заниматься трудовой деятельностью в соответствии со своей профессией. В то же время в России наблюдается значительный дефицит квалифицированных специалистов по всем социально значимым профессиям. Причины этого кроются в отсутствии системы государственного заказа и распределения трудовых ресурсов, низких социальных гарантий и уровня оплаты труда молодых специалистов.
Актуальным в свете вышесказанного является попытка системного взгляда на проблемы занятости молодежи. В рамках этой работы, из-за ограниченных масштабов, целей и задач, системный, комплексный подход к проблеме, конечно, не означает претензию на ее всестороннее освещение.
- Для переходной экономики характерен рост естественного уровня безработицы. Экономический спад усугубляет проблему безработицы. В традиционных рыночных экономиках работодатели, естественно, реагируют на снижение производства или чрезмерный рост заработной платы в форме сужения спроса на рабочую силу и заработной платы. В нашей экономике реакция оказалась иной — прибавочный труд в основном остался в трудовых коллективах.
- Сохранение трудовых заторов на большинстве крупных и средних предприятий является важной особенностью российской модели реформ, в отличие от восточноевропейской модели, где на первом этапе реформ безработица достигла уровня, который количественно соответствовал примерно половине общее падение производства. В России эта пропорция была в 3-4 раза ниже. «Удержание» избыточной рабочей силы в первый период реформ, хотя и препятствовало росту производительности труда и формированию необходимого рынка труда, но, с другой стороны, способствовало снижению социальной напряженности в условиях низких доходов.
- Это сохранение занятости проявилось в скрытой безработице, что затрудняет внедрение системы регулирования отношений на рынке труда.
- Несоответствие между быстро меняющейся структурой спроса на рынке труда и ранее существовавшей профессиональной квалифицированной рабочей силой усугубляется. В переходный период рынок труда характеризуется высоким уровнем структурной безработицы.
- По численности занятых в России государственный сектор был лидером в первый период реформ, на него приходилось половина всех работающих в народном хозяйстве, 17% на предприятиях смешанной собственности, 33% в частный сектор. Кроме того, в производственных секторах доля частных предприятий и занятых в них ниже, чем в торговле и сфере услуг.
- Рынок определяет рациональную структуру занятости с точки зрения эффективного распределения ресурсов. Но его структура может быть неэффективной с социальной точки зрения, с точки зрения удовлетворения потребностей общества в материальном богатстве, создания условий для расширенного воспроизводства.
Быть молодым специалистом на сегодняшний день трудно как никогда, ведь молодой специалист в первую очередь, это человек, с определенным багажом теоретических знаний, только что получивший диплом. К сожалению, не больше 30% выпускников на сегодняшний день имеют опыт работы по специальности к моменту получения диплома, остальные же 70% сталкиваются с проблемой трудоустройства и занятости.
Несмотря на то, что вопрос о трудоустройстве и занятости один из самых актуальных вопросов, возникающих в процессе подготовки молодых специалистов, проблема является пока малоизученной. При написании работы был осуществлен анализ отечественных и зарубежных авторов: В. В. Водзинской, Е. И. Головахи, А. Е. Голомштока, Ю. А. Зубок, Е. А. Климова, Д. JI. Константиновского, В. Т. Лисовского, В. JI. Оссовского, К. К. Платонова, Н. С. Пряжникова, М. Н. Руткевича, Ф. Р. Филиппова, Г. А. Чередниченко, В. И. Черноволенко, С. Н. Чистяковой, В. И. Чупрова, В. Н. Шубкина, где разработаны теоретическо-методологические особенности трудоустройства и занятости молодых специалистов. Следует отметить, что работы, посвященные этим проблемам, характеризуются разнообразием теоретических концепций и методологических подходов.
На сегодняшний момент на рынке труда молодежи складываются две противоположные тенденции. В одних сфенах деятельности (финансы, юриспруденция, аудит) молодым людям устроиться на работу практически невозможно, так как они еще не обладают глубокими профессиональными знаниями. Зато в других областях (торговля, маркетинг, шоу-бизнес) их молодость, сила и энергичность, а главное — еще не очень большие материальные запросы воспринимаются работодателями на ура. Часто работодатель отдает предпочтение молодым, и в том числе несовершеннолетним, исключительно в целях экономии: выполняют работу наравне с взрослыми, а платить можно в два, а то и в три раза меньше «Образование — карьера» 08.05.2002 №5 Особенности труда и трудоустройства молодежи Петp Подвысоцкий
Говоря о поиске работы среди молодежи, мы, так или иначе, сталкиваемся с трудоустройством. Понятие трудоустройства молодого специалиста далеко неоднозначно. Под ним можно понимать и трудоустройство выпускника вуза по полученной в вузе специальности, и просто полученное рабочее место по окончании вуза, независимо от того, соответствует ли оно квалификации. Каждое из этих определений появляется, когда о трудоустройстве выпускника говорят либо сами выпускники, либо выпускающие кафедры, либо службы занятости, либо работодатели или кадровые агентства. Более же официальный вариант понятия«трудоустройство»- это система мероприятий, проводимая государственными органами, общественными организациями, а также специализирующимися на оказании данной услуги предприятиями в целях содействия населению в подыскании, направлении и устройстве на работу, в соответствии с призванием, способностями, профессиональной подготовкой, образованием и с учетом общественных потребностей.Большой бухгалтерский словарь. / Под ред. А.Н.Азрилияна. — М.: Институт новой экономики, 1999. — 574 с. На данный момент существует 3 специальные формы трудоустройства специалистов — это:
Существует множество противоречий, межу между качеством подготовки молодых специалистов и требованиями рынка труда. Например, содержание и технологии обучения в вузе далеко не всегда соответствуют реальному содержанию профессиональной деятельности, или амбициозность и завышенные ожидания выпускников, стремящихся сразу занять руководящие должности и получить высокооплачиваемую работу, противоречит требованиям работодателей, которые ориентированы при приеме на работу на молодых специалистов — ответственных исполнителей, готовых начать карьеру с низовых ступеней. Существуют и другие разногласия между молодежью и работодателями: личностная незрелость, неготовность к самостоятельной работе, неспособность принять на себя ответственность за принятые решения — не соответствует необходимости современных компаний, нуждаются в молодых специалистах с высоким уровнем личностной зрелости, способных к проектной деятельности.
Трудоустройство молодых специалистов после окончания вуза
6) Гипотезы: я выбрала эту тему для исследования, так как считаю, что проблема трудоустройства молодых специалистов актуальна в наше время.,ведь многие студенты желают работать,но не могут устроиться на достойную работу. Именно поэтому хочу проверить истинность своих убеждений.
Вопрос второй? Какой приблизительный срок выплаты подъемных денег?
Ответ: Материальная помощь в виде подъемных денег выплачивается работодателем в срок до 1 месяца. Эта сумма не облагается налогом. Она может быть выдана в первый день после трудоустройства.
Трудоустройство выпускников вузов – это вопрос, который актуален всегда, в любое время. Огромное количество высших учебных заведений, колледжей, институтов, выпускает множество специалистов в самых разных сферах – и каждого из них касается проблема трудоустройства выпускников вузов.
- Если вас сложно назвать прилежным учеником, вряд ли работодатели захотят вас брать к себе. Согласитесь, что здесь есть логика – кому нужен некомпетентный сотрудник? Другими словами, обязательно нужно учиться хорошо.
- Еще один недостаток состоит в следующем – вакансий, на которые вы бы с удовольствием пошли, может и не оказаться. Но здесь стоит отметить следующий момент: Государственная Дума уже изучает законопроект о том, что каждый бюджетник обязан будет отработать денежные средства, затраченные на него государством.
- Следующий недостаток – никто не знает, куда именно вы будете распределены. Если для граждан, живущих не в мегаполисах, это не особо глобальная проблема (хотя и радости особой здесь все же нет), то жители крупных городов вряд ли с удовольствием поедут работать в условном Владивостоке.
- Следующий недостаток, который предполагает такая система трудоустройства выпускников – никто не может гарантировать вам стабильный хороший заработок. И варианта подыскать другое рабочее место у вас не будет – нужно будет на протяжении нескольких лет работать именно там, куда вас направили.
[1]
ТК РФ не дает четкого определения терминологии «молодой специалист», при этом статья этого закона определяет требования к претенденту. Соответствие таким критериям, позволяет определить свою принадлежность к льготной категории. Итак, молодой специалист, это претендент который:
Вторая категория — молодые люди 18-24 лет, завершающие или завершившие профессиональную подготовку, а также отслужившие в армии. Данная группа достаточно уязвима на рынке труда, так как не имеет должного профессионального и социального опыта и, как следствие, менее конкурентоспособна.
Для рынка труда молодежи характерны высокая мобильность, низкий уровень квалификации, а также достаточно высокий уровень безработицы. Почти пятую часть безработных составляет молодежь, которая не имеет опыта трудовой деятельности. Сегодня еще нельзя говорить о высоком уровне психологической адаптации к реалиям нашей экономики, а также о верных представлениях молодежи о характере спроса на рынке труда.
Трудоустройству мешают уровень и качество полученного образования и невостребованность выпускников учебных заведений на рынке труда. Сейчас более половины выпускников не могут найти работу по специальности, что негативно влияет на профессиональное становление человека и определение его жизненного пути.
При выборе недопустимо использовать какие-либо шаблоны, здесь во главе угла должны стоять предпочтения конкретного человека, который сам должен сделать выбор, сравнивая имеющиеся на рынке варианты. Работа в крупной международной компании может гарантировать специалисту помимо опыта и продвижение по карьерной лестнице, которое начинается с занятия низовой должности. Со временем человек, добившись успехов в определенной деятельности, может переориентироваться для работы в другой сфере, что сделает его универсалом. Это позволит ему совмещать несколько должностей. Таким образом, имея человека, знающего особенности работы по совместительству в определенных сферах, она, несомненно, выиграет. В маленькой компании человек может рассчитывать также на получение опыта, который может оказаться более широким. Однако это не гарантирует ему повышение в должности. Помимо этого человек сам должен для себя определить, когда именно нужно начинать карьеру. Одни могут начать задуматься об этом, уже обучаясь на первом курсе ВУЗа, другие же будут проявлять пассивность до момента, пока не получат диплом, повышающий их шансы найти работу. Сказать, какой из предложенных путей результативней, сложно, ведь большинство работодателей руководствуются при приеме на работу опытом, нежели знаниями, которые можно приобрести в процессе работы [16; 83].
Молодой специалист — это гражданин РФ в возрасте не старше 35 лет, имеющий законченное высшее (среднее, начальное) профессиональное образование, либо учащийся последнего курса образовательного учреждения высшего (среднего, начального) профессионального образования.
Рассматривая в целом вопрос реализации гражданами и защиты законом права на труд, были выделены следующие важные проблемы:
· Право на труд закреплено законодательством и соответствует норме демократического государства.
· Защита права на труд в настоящее время существует на законодательном уровне, а так же принят Закон о занятости населения, но механизмы их реализации недостаточно отработаны и недостаточно финансово обеспечены.
· Кроме того, сложным остается вопрос о получении статуса безработного. Наиболее остро данная недоработка в законодательстве отражается на гражданах, уволенных в запас из российской армии (как рядовых, так и офицеров).
· Также существует несоответствие между формальным определением в законе о занятости понятия «подходящей работы» и реальными требованиями к работе, которая может быть названа подходящей.
Мы пришли к выводу, что данные проблемы могут быть решены только на федеральном уровне.
На перечисленные выше общие проблемы накладываются сложности, характерные именно для выпускников вузов на рынке труда. После анализа и ранжирования были выделены следующие трудности:
· Отсутствие у выпускников вузов требуемого работодателями стажа и опыта работы и сложность получения этого опыта.
· Проблема дискриминации женщин при приеме на работу.
· Проблема дисбаланса между спросом на определенные специальности на рынке труда и существующим предложением спец иальностей со стороны ищущих работу.
· Проблема адаптации на рынке труда выпускников вузов, являющихся рядовыми запаса российской армии.
· Инфантилизм молодежи в поиске работы.
· Проблема неосведомленности населения о своих правах и возможностях в поиске работы.
В ходе анализа этих проблем были выработаны определенные конструктивные предложения.
Незанятая молодежь представляе т собой один из четко определенных устойчивых сегментов рынка труда, характеризующийся стабильным ростом предложения рабочей силы.
Молодежный рынок труда формируется молодыми людьми, нуждающимися в трудоустройстве. Это незанятые выпускники вузов, среднетехнических и средне-специальных общеобразовательных учебных заведений. Рынок труда пополняется и за счет демобилизованных воинов срочной службы. В последнее время существенен для центральных районов России приток молодежи за счет беженцев и мигрантов. Разумеется, не все выпускники учебных заведений ищут работу и попадают на рынок труда. Часть из них планирует продолжить образование, другие не трудоустраиваются по иным причинам.
Молодежный рынок труда имеет свою специфику:
Во-первых, он характеризуется неустойчивостью спроса и предложения, обусловленной изменчивостью ориентацией молодежи, ее социально-профессиональной неопределенностью. Положение усугубляется обострением социальных проблем молодежи, связанных с коренным изменением социокультурных и политических условий развития личности, что влечет за собой возрастающие трудности самоопределения молодых людей, в том числе и в профессиональном плане.
Во-вторых, специфична для молодежного рынка труда низкая конкурентоспособность п о сравнению с другими возрастными группами. Молодежь подвергается наибольшему риску потерять работу или не трудоустроиться. Возможности трудоустройства новой рабочей силы, вступающей на рынок труда впервые, сокращаются. Ограничение спроса на рынке труда снижает возможности трудоустройства выпускников учебных заведений.
В-третьих, молодежная занятост ь имеет явные и скрытые размеры. Продолжает увеличиваться группа молодежи, которая нигде не работает и не учиться.
В-четвертых, молодежный рынок труда характеризуется большой вариантностью. Это обусловлено тем, что на него выходят выпускники учебных заведений, осуществляющих подготовку специалистов по всем возможным профессиям. Отсутствие спроса на региональном рынке труда на многие из них, приводит к тому, что большая часть ищущих работу молодых людей, в том числе недавних выпускников учебных заведений, трудоустраивается по специальностям, далеким от базового образования, для многих переподготовка является единственной возможностью получить работу. Ежегодно из числа выпускников каждый четвертый становится потенциальным кандидатом на переобучение, получение второй профессии. Кроме того, пятая часть молодых людей увольняется из-за неудовлетворенности профессией , характером труда уже в первый год работы после окончания учебного заведения.
В-пятых, на молодежном рынке труда создалась чрезвычайно сложная ситуация с женской занятостью: традиционно среди выпускников учебных заведений, особенно вузов, женщины составляют значительную долю, при этом работодатели отдают явное предпочтение при приеме на работу мужчинам.
Складывающийся рынок труда предполагает выявление приоритетных профессий и специальностей на определенный момент. В связи с этим возникли теоретические и прикладные задачи по количественному и качественному сопоставлению востребованных рынком труда профессий и специальностей, по которым ведется подготовка специалистов в учебных заведениях.
Наличие опыта работы и стажа работы, желательно по специальности, на сегодняшний день является одним из существенных требований к кандидатам на замещение предлагаемых на рынке труда вакансий. Соответственно, не имеющих опыта работы и стажа выпускников вузов в этом случае на работу зачастую берут неохотно. Следовательно, выпускники не имеют не только опыта работы, но и возможности получения такого опыта.
Решение этой проблемы мы видим в реализации такого механизма как квотирование рабочих мест для выпускников. В настоящее время эта практика применяется к таким категориям граждан как инвалиды, дети-сироты, члены многодетных семей. Однако реализация этих льгот носит добровольно-принудительный характер. Эффективного механизма реализации этой практики на данный момент нет.
Альтернативой практике квотирования может стать система условий, при которых работодателям было бы выгодно брать на работу выпускников, в частности — введенная на муниципальном уровне система налоговых льгот для работодателей, принимающих на работу выпускников вузов. Реализация этой идеи возможна через депутатские комиссии и комитеты исполнительных структур власти. Прежде всего, нужны конкретные финансовые расчеты, которые позволят определить стратегию реализации идеи.
Еще одной возможностью получения выпускниками вузов необходимого опыта работы может быть практика временного найма на разовые работы. Такие как различного рода рекламные акции, маркетинговые исследования, социологические опросы, работа в сфере политики, занятость на общественных работах, деятельность в общественных организациях в качестве волонтеров. Здесь полезным было бы ввести практику получения рекомендательных писем с мест такой работы. Временная занятость выпускников в данном случае не только позволит им получить опыт, но и заработать репутацию, что играет значительную роль на современном рынке труда.
Кроме того, существует еще механизм молодежной практики. В настоящее время организацией молодежной практики занимается служба занятости. Однако брать на работу человека без опыта для работодателя остается невыгодным даже при условии того, что половину заработной платы выплачивает служба занятости. Существует возможность, при которой сам кандидат будет оплачивать получение опыта работы тому предприятию или фирме, которые согласны предоставить ему место для практики. Чтобы реализовать такой механизм, необходимо создание банка данных подобного рода вакансий, продвижение этой идеи в СМИ, в школах через уроки ОБЖ, посредством создания соответствующей странички в Internet.
На федеральном уровне необходимо создание и реализация программы создания рабочих мест специально для молодых специалистов — выпускников вузов. Практическая реализация этой программы пока маловероятна из-за недостатка бюджетных средств, но идея должна продвигаться уже сейчас.
Ситуация, складывающаяся на российском молодежном рынке труда в последние годы, является достаточно напряженной и характеризуется тенденциями к ухудшению. Растут масштабы регистрируемой и скрытой безработицы среди молодежи, увеличивается ее продолжительность. Между тем возможности молодых людей и без того ограничены в силу их более низкой конкурентоспособности по сравнению с другими категориями населения.
Особый интерес представляет анализ положения молодежи на российском рынке труда. Его необходимость обуславливается двумя важнейшими обстоятельствами:
во-первых, молодые люди составляют около 35% трудоспособного населения России,
во-вторых, они – будущее страны.
Молодежь уже сегодня во многом определяет политические, экономические и социальные процессы в обществе. Вместе с тем она во всем мире является одной из наиболее уязвимых групп на рынке труда.
Молодежная безработица остаетс я одной из острейших проблем в сфере труда. Сегодня, как никогда, актуально оценить ее масштабы и спрогнозировать ее динамику, найти пути оказания эффективной помощи молодым людям, испытывающим затруднения с трудоустройством.
Молодые люди зачастую не имеют активной позиции в поиске работы, а соответственно не используют многие из существующих возможностей нахождения работы. В немалой степени это связано с нежеланием попадать в некомфортные и жесткие ситуации рынка труда.
Для решения этой проблемы предложено, прежде всего, раннее привлечение подростков к труду.
Другим важным моментом является необходимость наличия у выпускников вузов высокого уровня самоорганизации с тем, чтобы в поиске работы иметь возможность соответственно встречать и преодолевать трудности, связанные с не комфортностью предлагаемого труда.
Кроме того, для российского общества актуальной является работа по включению в общественном сознании механизма активного поиска работы. Эта работа состоит, прежде всего, в информировании молодежи о принципах и технологиях поиска.
Необходимо проводить специальные курсы для родителей с тем, чтобы способствовать включению данного механизма на уровне семьи.
Проблема неосведомленности населения о своих правах и возможностях в поиске работы.
В настоящее время население крайне неудовлетворительно информировано о возможностях поиска работы. При этом играют роль как уже упоминавшаяся пассивная позиция в поиске работы, так и определенного рода предрассудки, неверная интерпретация ищущими работу гражданами своего положения как неудачника и просителя. Кроме того, оказалось, что информационных каналов о спросе на рынке труда явно недостаточно.
В связи с этим необходимой представляется работа по широкому и доступному информированию населения о существующих на рынке вакансиях. Также необходимо информирование о существующих возможностях получить такого рода информацию.
В конечном итоге широкое информирование граждан о существующих возможностях и правах в поиске работы позволить частично снять каждую из названных проблем.
Заключение.
В данной работе сделана попытка, дать анализ как научно-теоретического, так и практического аспекта деятельности такого составного элемента рыночной экономики, как рынок труда. Очевидно, что из-за чрезмерной обширности данной темы невозможно подробно рассмотреть в одной работе все стороны этой проблемы. Однако, исходя из всего вышесказанного, можно сделать некоторые выводы, обобщая анализ каждого из рассмотренных вопросов.
Итак, теперь можно уже с уверенностью говорить о том, что рынок труда это не только отношения между наемными молодыми работниками как субъектами предложения труда и предпринимателями как субъектами спроса, возникающие по поводу купли-продажи этого труда. Ведь рынок труда испытывает колоссальное влияние со стороны различных субъектов трудовых отношений: это и государство, поддерживающее интересы, как работников, так и работодателей посредством специализированных организаций и законодательного регулирования трудовых отношений, и предпринимательские объединения, создающиеся в противовес профсоюзам.
В нашей же экономике с присущим ей крупным государственным сектором и активным вмешательством в рыночные процессы говорить о построении эффективной социальной экономики рано. Этому способствует и несовершенство правовой базы, и налогового законодательства, и коррупция в руководящем составе. Словом, чтобы начать эффективно решать проблемы на рынке труда, нужно сначала реформировать все сферы экономической, политической и социальной жизни общества.
Государственная политика напра влена на развитие трудовых ресурсов, в том числе, разработку специальных мероприятий, способствующих обеспечению занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы.
Признано, что выпускники средних и высших учебных заведений относятся к категории граждан, нуждающихся в дополнительных гарантиях по обеспечению рабочими местами, так как в основном они, не имея достаточных навыков и квалификации, не готовы к жёсткой конкуренции на современном рынке труда. Не последнее место занимает и низкий уровень социальной обустроенности молодых специалистов.
Само понятие “молодой специалист”, предполагавшее ранее некий социальный статус, гарантировавший трудоустройство после окончания учебного заведения, а также дополнительные трудовые права и социальные гарантии (не установление испытательного срока при приёме на работу, невозможность увольнения в течение первых 3 лет, право на льготную очередь при получении жилплощади и т.д.), ушло в прошлое. Сегодня “молодой специалист” – выпускник учебного заведения, готовый реализовать свои способности к труду и испытывающий сложности при устройстве на работу.
Помочь молодым специалистам в решении проблемы трудоустройства призвано законодательство о труде молодёжи, а также правовые нормы, направленные на облегчение процесса перехода молодёжи от учёбы к трудовой деятельности.
В-четвертых, ежегодно по всей стране проводятся ярмарки труда, где приоритеты отдаются трудоустройству молодежи. Они дают возможность любому желающему не только ознакомиться с банком данных свободных рабочих мест, но и самостоятельно подобрать себе работу.
Молодой специалист в Российской Федерации — это сотрудник в возрасте до 35 лет, получивший среднее или высшее профессиональное очное образование либо учащийся последнего курса образовательного учреждения высшего (среднего, начального) профессионального образования и устроившийся или активно ищущий работу по специальности.Поскольку молодым выпускникам без опыта сейчас сложно найти работу, государство старается всячески способствовать их трудоустройству. Государственные послабления призваны компенсировать затраты работодателя на содержание убыточной, по сути, категории молодых сотрудников.
Во-вторых, при трудоустройстве бывшие студенты, не имеющие опыта работы, сразу начинают искать работу с достаточно высокой заработной платой. Как правило, открытые вакансии с ежемесячной оплатой труда от 10 до 20 тыс. даже не рассматриваются молодыми специалистами. С одной стороны это вполне объяснимо, тем, что в таком крупном мегаполисе, как Москва, не проживешь на данную зарплату. Но с другой стороны, желание получать гораздо больше денежных средств, не имея при этом опыта работы по специальности, не оправданно, так как даже высококвалифицированному специалисту со стажем работы очень сложно устроиться на высоко оплачиваемое место.
Также органами государственной власти была утверждена государственная программа «Карьера», которая приоритетными направлениями в своей работе ставит самоопределение молодежи на рынке труда и развитие моделей и форм вовлечения молодежи в трудовую и экономическую деятельность, рассчитанную на решение вопросов самообеспечения молодежи. Реализация данной программы осуществляется путем проведения следующих мероприятий, направленных:
В-третьих, выпускник вуза, не нашедший подходящего места работы или понявший ещё в процессе обучения, что работа по специальности это не для него, пытается трудоустроиться не по специальности, что создает дополнительные трудности, как для работодателей, так и самому молодому специалисту. Данная тенденция, сложившаяся в последнее время, не выгодна всем участникам процесса и обучения, и трудоустройства. Для студента это потраченные зря 5 или 4года обучения, для государства (если студент учился на бюджетной форме обучения) это лишние потраченные деньги, для работодателей — это дополнительно потраченное время и деньги на переквалификацию молодого специалиста.
Трудоустройство и занятость: понятия и сущность
В России одной из основных проблем современного общества является трудоустройство и занятость молодежи. Это вызвано рядом объективных причин: во-первых, на данный момент, молодые люди составляют более 45% всего трудоспособного населения, во-вторых, они выступают в качестве трудового потенциала, и от того, насколько хорошо подготовлена и обучена молодежь, будет зависеть дальнейшее развитие нашей страны. В связи с этим в последние годы все больше и больше внимания уделяется не только подготовке молодых специалистов, но и их трудоустройству и занятости.
Говоря о поиске работы среди молодежи, мы, так или иначе, сталкиваемся с трудоустройством. Трудоустройство- это система мероприятий, проводимая государственными органами, общественными организациями, а также специализирующимися на оказании данной услуги предприятиями в целях содействия населению в подыскании, направлении и устройстве на работу, в соответствии с призванием, способностями, профессиональной подготовкой, образованием и с учетом общественных потребностей. На данный момент существует 3 специальные формы трудоустройства специалистов — это:
Понятие «трудоустройства» тесно связанно с понятием «занятости» молодых специалистов. На первый взгляд может показаться, что это одно и то же, но на самом деле это не так. Под занятостью стоит понимать: участие населения в трудовой деятельности, включая учебу, службу в армии, ведение домашнего хозяйства, уход за детьми и пожилыми людьми.
Не смотря на взаимосвязь этих понятий необходимо учесть, что понятие трудоустройства более узкое, чем понятие занятости, а именно, трудоустройство предшествует занятости и является его важнейшей гарантией. Таким образом, трудоустройство — это процесс поиска работы молодыми специалистами, а занятость — это непосредственное участие молодежи в трудовой и общественной деятельности.
Молодой Специалист Второе Трудоустройство
Особая поддержка со стороны государства оказывается молодым ученым. Основные системные меры включают обеспечение материальной поддержки, предоставление грантов коллективам, возглавляемым молодыми учеными, на проведение исследований, приобретение оборудования, на доступ к информационным ресурсам, реализацию инновационных программ. А так же оказывается содействие развитию международного научного обмена, созданию позитивного образа ученого и новых методов привлечения в науку. Ежегодно проводится конкурс грантов Президента Российской Федерации для поддержки научных исследований молодых российских ученых.
Также органами государственной власти была утверждена государственная программа «Карьера», которая приоритетными направлениями в своей работе ставит самоопределение молодежи на рынке труда и развитие моделей и форм вовлечения молодежи в трудовую и экономическую деятельность, рассчитанную на решение вопросов самообеспечения молодежи. Реализация данной программы осуществляется путем проведения следующих мероприятий, направленных:
К сожалению, существенная часть молодежи по окончании ВУЗов и колледжей на основе бюджетной оплаты образования, в дальнейшем, не осуществляют трудовую деятельность в соответствии с полученной профессией. Одновременно в России наблюдается значительный дефицит квалифицированных специалистов в целом общественно значимых профессий. Причины этого кроются в отсутствии системы государственного заказа и распределения трудовых ресурсов, низкие социальные гарантии и уровень оплаты труда молодых специалистов.
Молодой специалист в Российской Федерации — это сотрудник в возрасте до 35 лет, получивший среднее или высшее профессиональное очное образование либо учащийся последнего курса образовательного учреждения высшего (среднего, начального) профессионального образования и устроившийся или активно ищущий работу по специальности. бухгалтерский словарь. / Под ред. А.Н.Азрилияна. — М.: Институт новой экономики, 1999. — 574 с. Поскольку молодым выпускникам без опыта сейчас сложно найти работу, государство старается всячески способствовать их трудоустройству. Государственные послабления призваны компенсировать затраты работодателя на содержание убыточной, по сути, категории молодых сотрудников.
Первая ступень по адаптации молодежи начинается ещё в школе, когда перед учеником 9-11 класса встает выбор либо продолжить своё обучение в вузе, либо, получив среднее полное образование, начать работать, поэтому от проведенной учебно-воспитательной работы педагогов, родителей, средств массовой информации и психолога зависит дальнейшее успешное трудоустройство молодого человека. Зная только поверхностную информацию о специальности, они порой даже не представляют, что под ней может скрываться. Несовпадение представлений молодежи с реальными требованиями, сочетается с далеко не всегда обоснованными представлениями молодых людей о путях адаптации в сфере труда и занятости. Это проявляется в выборе профессии, а в дальнейшем в определении перспектив собственного трудоустройства.
Почему проблема? Причиной этому является отсутствие опыта практической деятельности. А ведь во многих профессиях недостаточно одних теоретических знаний. От года до трех лет стажа по специальности – такое условие является обязательным в большинстве компаний при приеме на работу. Именно из-за отсутствия такого стажа молодежи чаще отказывают.
В современных условиях все более актуальными становятся проблемы трудоустройства студентов и выпускников вузов, наиболее полной реализации их профессионального и личностного потенциала. Молодые специалисты, выходящие на рынок труда после окончания учебных заведений, неизбежно сталкиваются с различными сложностями.
Раньше, когда, была уверенность в своем будущем, выпускники могли планировать карьеру на несколько лет вперед, когда существовало государственное распределение выпускников, у бывших студентов не возникали те проблемы, связанные с трудоустройством, которые нынешние молодые специалисты смогли почувствовать на себе в полном объеме.
Работу по профильному образованию найти очень трудно. Исследование, проведенное Центром Маркетинговых и Социологических исследований Кадрового Дома «СуперДжоб» показало, что в целом по стране только 50% выпускников российских вузов трудоустроены по специальности. Остальные работают, где и кем придется. Часть из них стремится получить дополнительное, в том числе, второе высшее образование по совершенно иной специальности. Но это еще и дополнительно затраченные время, средства и нервы. Одной из причин такого положения дел является отсутствие у молодых людей профориентации и достоверной информации о спросе и предложениях на российском рынке труда.
Многие выпускники, покинув стены родной альма-матер, пребывают в растерянности. Большинство из них привыкло жить по составленному деканатом расписанию. Поэтому, получив диплом в руки и полную свободу действий, они не знают, куда податься, где, и главное — КАК искать работу. Особенно удивляет вчерашних студентов равнодушие работодателя к красному диплому. Если в анкете напротив графы «стаж» стоит жирный прочерк, «круглые» пятерки оказываются абсолютно бесполезными. И даже название престижного вуза не является панацеей от безработицы.
Оригиналы всех документов дополняются нотариально заверенными копиями. Заявление направляется в федеральное Министерство. Через 30 дней докторские подъемные зачисляются на банковский счет. С 2022 года увеличен возрастной рубеж врачей для села с 45 до 50 лет.
- Паспорт РФ.
- ИНН.
- Копию документа о высшем образовании в сфере медицины.
- Подтверждение окончания ординатуры.
- Подтверждение зачисления в штат районной поликлиники.
- Заявление на заключение договора с Минздравом РФ.
Льготы молодым специалистам, устанавливаемые государством и региональными властями, призваны стимулировать трудоустройство выпускников начальных, средних и высших учебных заведений в государственные и муниципальные организации. Льготы молодым специалистам, порядок их предоставления, статус молодого специалиста и условия для его получения — все это и многое другое описывается в настоящей статье.
Статус молодого специалиста и предоставление соответствующих льгот на федеральном уровне сегодня практически не регулируется. Единственный нормативно-правовой акт, содержащий подобное положение — статья 70 Трудового кодекса РФ, которая запрещает работодателю устанавливать при приеме на работу испытательные сроки для граждан, окончивших средние профессиональные и высшие учебные заведения менее года назад.
В России катастрофически не хватает молодых специалистов в некоторых областях науки и в некоторых профессиях. Чтобы привлечь молодых людей, было разработано несколько мотивирующих норм. Как можно уволить работника, который имеет такой статус? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо понять, какие работники относятся к данной категории. Все эти стимулирующие выплаты являются исключительно добровольными.
Проблемы трудоустройства молодых специалистов
Раньше, когда все мы были уверены в своем будущем и могли планировать карьеру на несколько лет вперед, когда существовало государственное распределение выпускников, у бывших студентов не возникали те проблемы, связанные с трудоустройством, которые нынешние молодые специалисты смогли почувствовать на себе в полном объеме.
В современных условиях все более актуальными становятся проблемы трудоустройства выпускников вузов, наиболее полной реализации их профессионального и личностного потенциала. Молодые специалисты, выходящие на рынок труда после окончания учебных заведений, неизбежно сталкиваются с различными сложностями.
Раньше, когда все мы были уверены в своем будущем и могли планировать карьеру на несколько лет вперед, когда существовало государственное распределение выпускников, у бывших студентов не возникали те проблемы, связанные с трудоустройством, которые нынешние молодые специалисты смогли почувствовать на себе в полном объеме.
Сегодня на рынке продается все, в том числе и знания, полученные в высших учебных заведениях. У выпускника третьего тысячелетия в отличие от студентов 70—80-х прошлого века есть как неоспоримые преимущества, так и очевидные проблемы. Получаемое высшее образование при правильном подходе необходимо рассматривать, как долгосрочные инвестиции, а они требуют взвешенного подхода к решению выпускниками ряда вопросов, на которые попробуем вместе найти ответы.
В современных условиях все более актуальными становятся проблемы трудоустройства выпускников вузов, наиболее полной реализации их профессионального и личностного потенциала. Молодые специалисты, выходящие на рынок труда после окончания учебных заведений, неизбежно сталкиваются с различными сложностями.
Рассмотренные выше факторы в значительной степени определяют особенности поведения молодежи в сфере занятости: высокую мобильность и динамичность, специфическую структуру ее занятости (предпочтение частного сектора экономики). Многие работодатели, в свою очередь, используют выпускников не в соответствии с полученным образованием и квалификацией, а исходя из потребностей компании.
Дело в том, что уровень российского образования вызывает в настоящее время все больше нареканий. В отечественной системе образования появилось огромное количество направлений и нововведений, которые вызваны переходом страны на рыночные отношения. В начале 90-х годов прошлого века страна испытывала серьезный дефицит в квалифицированных менеджерах среднего и высшего звена, в квалифицированных экономистах ввиду отсутствия данного направления образования в советское время. Но и начавшие появляться как грибы после дождя факультеты менеджмента и экономики, не смогли в полной мере удовлетворить потребности новой экономики в кадрах. Это было вызвано тем, что качество российского образования было мало ориентировано на потребности предприятий, быстро переходивших на рыночные условия хозяйствования. Немаловажным фактором в этот период было неправильное восприятие работодателем высшего образования, полученного специалистом. Предполагалось, что при наличии высшего образования человек может работать на любом участке производственного процесса, у него больше производительность труда, выше способность к адаптации в новых условиях. При таком подходе профессиональные навыки и умения, уровень образования, полученные молодым человеком в период обучения, стали для работодателя теми критериями, по которым проводился первоначальный подбор кандидатов.
Факторы трудоустройства молодых специалистов
В-четвертых, слабая осведомленность о возможной карьере и перспективах роста. Для того чтобы фактор «перспективы карьерного роста» выполнял свою стимулирующую функцию, разработанные схемы планирования должностной карьеры должны не оставаться на бумаге, а своевременно доводиться до молодых специалистов [2].
По мнению специалистов, наиболее важными факторами трудоустройства в настоящее время являются следующие: 1) наличие связей, 2) опыт работы, 3) наличие диплома, 4) содержание диплома (квалификация), 5) престиж учебного заведения.[14,406] Ряд исследователей (Т. В. Михайлова, Н. С. Щекотихина и др.) [5,195-200; 15,409-412] акцентируют негативные факторы трудоустройства и производственной адаптации молодых специалистов.
Самооценки стали заметно ниже по таким личным качествам, как желание работать и учиться (молодые специалисты – 27%, студенты – 37,4%), пунктуальность (10% против 21,2%) и стрессоустойчивости (3% против 11,1%). Молодые специалисты убедились на собственном опыте, что совмещать работу и учебу гораздо тяжелее, чем они предполагали еще год назад, и что они переоценивали свою пунктуальность и устойчивость к стрессам.
Исследование, проведенное в г. Новочеркасске, демонстрирует следующие позиции молодежи при оценке факторов, мешающих получить хорошую работу: отсутствие личных связей (38,5%), недостаток квалификации и навыков (45,5%), при этом любая работа устраивает в большей степени мужчин (51%), и 50,5% опрошенной молодежи отдает предпочтение высокой зарплате перед стабильной занятостью,[12] т. е. молодежь готова идти на жертвы в плане работы не по специальности, частной смены работы и т. д. при условии высокой оплаты труда. Как видно, материальный фактор оказывает определяющее влияние на трудовую мотивацию и вынуждает молодежь предпринимать шаги, не способствующие профессиональной самореализации и совершенствованию.
Реалии и перспективы трудоустройства современной российской молодежи сказываются и на ее жизненных планах, главными из которых, по мнению С. В. Скутневой, являются: материальное благополучие, высокий заработок (первое место в системе ранжирования жизненных целей), интересная работа, дело по душе, но при этом среди средств достижения этих жизненных целей работать по специальности собираются только 16,6% юношей и 8% девушек (в коммерческих структурах) и 7,8% и 14,6% в госструктурах соответственно) [10,75].
25 Апр 2022 yuristco 431