Права Граждан При Переселении Из Аварийного Жилья 2022 Год

Права Граждан При Переселении Из Аварийного Жилья 2022 Год

Исходя из части 8 статьи 32 ЖК РФ, предоставление взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение возможно исключительно при наличии волеизъявления сторон соглашения — собственника изымаемого жилого помещения и органа, осуществляющего изъятие. Таким образом, предоставление жилого помещения взамен изымаемого, является по сути заменой денежного возмещения натуральной формой с доплатой разницы между стоимостью предоставляемого жилого помещения и размером возмещения той или иной стороной.

Согласно части 3 статьи 35 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда, принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

Таким образом, при изъятии жилого помещения (заключения с конкретным собственником соглашения об изъятии), осуществляемом после 28.12.2022, размер возмещения за изымаемое жилое помещение определяется в соответствии с частью 7 статьи 32 ЖК РФ, с учетом положений части 8.2 статьи 32 ЖК РФ.

Пункт 3 части 6 статьи 16 Федерального закона N 185-ФЗ устанавливает направления расходования средств Фонда ЖКХ и поскольку упоминаемая в нем субсидия, в случае принятия субъектом Российской Федерации решения о предоставлении граждан таких субсидий, будет являться дополнительной мерой поддержки граждан при переселении из аварийного жилищного фонда, на получателей субсидий будет распространяться условие, предусмотренное частью 8.1 статьи 32 ЖК РФ. Более того, по мнению Минстроя России, субъект Российской Федерации, принимая решение об установлении дополнительных мер поддержки граждан при переселении из аварийного жилья, вправе устанавливать дополнительные условия, предъявляемые к гражданам-получателям субсидий, помимо установленных ЖК РФ и Федеральным законом N 185-ФЗ, таким образом конкретизируя категории получателей субсидий.

По мнению Минстроя России, в этих случаях размер возмещения может быть определен исходя из рыночной стоимости приобретенного имущества, что следует из совокупного толкования норм ЖК РФ и Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее -Федеральный закон N 135-ФЗ). Согласно статье 7 Федерального закона N 135-ФЗ если в нормативном правовом акте отсутствует указание на вид стоимости, то исходя из норм указанной статьи используется рыночная стоимость.

1) приобретение жилых помещений в многоквартирных домах, а также в домах блокированной застройки, указанных в пункте 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в том числе в многоквартирных домах, строительство которых не завершено), и строительство таких домов (включая подготовку проектной документации в целях строительства таких домов), строительство индивидуальных жилых домов по проектам, отобранным в соответствии с методикой, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищной политики и жилищно-коммунального хозяйства, а также приобретение таких индивидуальных жилых домов, в том числе для целей последующего предоставления гражданам жилых помещений по договору социального найма, или договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, или договору найма жилого помещения маневренного фонда в связи с переселением из аварийного жилищного фонда, или договору мены с собственником жилого помещения аварийного жилищного фонда;

3. Переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с жилищным законодательством. Жилое помещение, предоставляемое гражданам при переселении их в соответствии с настоящим Федеральным законом из аварийного жилищного фонда, может находиться по месту их жительства в границах соответствующего населенного пункта или с согласия в письменной форме этих граждан в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. При этом отказы, в том числе неоднократные отказы, граждан от предоставляемого им жилого помещения в границах другого населенного пункта не могут являться основанием для отказа в предоставлении им других жилых помещений в целях переселения из аварийного жилищного фонда в границах населенного пункта по месту их жительства или в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение.

11. Этапы региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда (за исключением этапа 2024 года) должны быть реализованы не позднее чем 31 декабря года, следующего за годом, в котором осуществляется соответствующее этому этапу увеличение лимита предоставления финансовой поддержки субъекту Российской Федерации, а в случае, если такое увеличение не осуществляется, — не позднее чем 31 декабря года, следующего за годом принятия Фондом решения о предоставлении финансовой поддержки на реализацию соответствующего этапа. Этап 2024 года региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должен быть реализован не позднее чем 1 сентября 2025 года.

9. Государственная регистрация возникновения и перехода права собственности на жилые помещения, которые предоставляются гражданам в соответствии с настоящим Федеральным законом, осуществляется в течение не более чем пять рабочих дней со дня подачи заявления и необходимых для такой государственной регистрации документов.

1. Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В случае, если действие такой программы начинается после 1 января 2022 года, она утверждается на период до 1 сентября 2025 года.

Правила и порядок получения сертификата при переселении из аварийного жилья

  • Государство выкупает 1 квадратный метр по цене 83 963 руб.
  • Покупаем столько же, сколько было, но не менее 33,5 кв.м
  • Гражданин должен принять решение – до 01.05.2022
  • Осуществляет покупку квартиры на территории любого городского округа Московской области — в течение 6 месяцев
  • Оплата договора купли-продажи квартиры, комнаты, жилого дома;
  • Оплата по договору по ДДУ;
  • Оплата по договору подряда на строительство жилого дома;
  • Оплата первого взноса по договору жилищного кредита, % по кредиту (ипотека);
  • Оплата разницы по договору мены
  1. Подача гражданином заявления в ОМСУ
  2. Подписание с гражданином соглашения о предоставлении субсидии (сертификата)
  3. Самостоятельный поиск гражданином жилого помещения
  4. Заключение договора на приобретение жилого помещения
  5. Перечисление субсидии по заключенному договору

Совкомбанк предлагает оформить ипотеку на выгодных условиях. Получив часть денег в качестве компенсации за старую квартиру и дополнив эту сумму заемными средствами, вы сможете позволить себе купить желаемую квартиру. Рассчитайте ваш платеж на сайте.

Позитивный момент: для признания жилья опасным для жизни и здоровья человека достаточно наличия лишь одного из перечисленных критериев. Но нужно помнить, что для некоторых критериев есть условие о неустранимости проблемы, то есть возникшую ситуацию нельзя исправить инженерными и проектными решениями. Если жилое помещение можно отремонтировать, то его аварийным не признают и жильцов не расселят.

  • разрушение, повреждение или деформация строительных конструкций и оснований, при которых есть опасность обрушения дома;
  • крены, негативно влияющие на устойчивость дома;
  • изменение экологической ситуации, приведшее к вреду для человека, в том числе по уровню радиации, шуму, вибрации и другим факторам;
  • нарушение санитарно-эпидемиологических и прочих подобных нормативов;
  • селевые потоки, оползни, снежные лавины в месте, где размещен дом;
  • в результате ЧС дом не подлежит восстановлению;
  • расположение в месте, где возможны разрушения при авариях техногенного характера;
  • шум от магистрали, превышающий предельную норму;
  • промывочные и очистительные устройства мусоропроводов, размещенные над домом или смежно с ним;
  • территория дома опасно прилегает к линиям электропередачи на воздухе.

Начиная с 2013 года в России действуют федеральные и региональные программы переселения из опасной для жизни недвижимости. Текущая программа рассчитана до 2025 года и реализуется в рамках федерального проекта, направленного на сокращение непригодного для проживания жилфонда. По ней планируют расселять более полумиллиона россиян.

При первом варианте собственнику выплачивается рыночная стоимость недвижимости, а если это квартира – еще и часть от рыночной стоимости общего имущества и земельного участка. Также правообладателю квартиры возмещаются все убытки, связанные с вынужденным переездом до момента приобретения новой жилплощади. Однако здесь нужно учитывать, что рыночная стоимость таких квартир невысока. Следовательно, компенсации может быть недостаточно для будущей покупки.

Важным новшеством является то, что гражданам теперь нужно будет выплачивать определенную плату за получение нового жилья. Это дает возможность собственникам самостоятельно выбирать себе жилую площадь. Например, если человек не желает переезжать в квартиру с такими же параметрами, ему потребуется доплатить за дополнительные квадратные метры.

Судебная практика, которая касается расселения из непригодных для проживания квартир, довольно обширная. Чаще всего в суд обращаются граждане, которые недовольны новыми условиями проживания, а также действиями чиновников. Люди нередко указывают на некомпетентность госслужащих, их халатное отношение к выполнению программы, а также коррумпированность.

Многие граждане соглашаются на предложенные органом МСУ варианты жилой площади, даже не понимая, что они не соответствуют правилам. Только небольшая часть жильцов набирается смелости и оспаривает решение администрации в суде. Причем они чаще всего побеждают.

Не все люди довольны данным нововведением. Ведь многие просто не смогут внести оплату. В этом случае законом о расселении из ветхого и аварийного жилья предусмотрен другой вариант обеспечения жильем – заключение договора о социальном найме с органом МСУ.

Расселение в настоящее время активно продвигается. Несмотря на то, что программа переселения из ветхого жилья действует уже достаточно много лет, не все аварийные дома переселены. Но большая часть населения все же получили заветные квадратные метры в новых домах.

2.1. Порядок предоставления жилых помещений собственникам изымаемых помещений
Собственникам изымаемых жилых помещений предоставляются другие жилые помещения в собственность с зачетом их стоимости при определении размера возмещения за изымаемые помещения на основании заключаемого с уполномоченным органом договора (соглашения), в частности, на основании договора мены (ч. 8, 10 ст. 32 ЖК РФ; п. 1 ч. 6 ст. 16 Закона N 185-ФЗ).
При этом не исключена возможность предоставления собственнику с его согласия другого жилого помещения на иных правовых основаниях (например, по договору социального найма в домах государственного или муниципального жилищного фонда, по договору найма в домах системы социального обслуживания населения) (пп. «и» п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14).
Если дом включен в региональную адресную программу переселения граждан, жилое помещение, предоставляемое гражданам взамен изымаемого, может находиться по месту их жительства в границах соответствующего населенного пункта или с их письменного согласия в границах другого населенного пункта соответствующего субъекта РФ.
При этом отказы (в том числе неоднократные) граждан от предоставляемого им жилого помещения в границах другого населенного пункта не могут являться основанием для отказа в предоставлении им других жилых помещений в границах населенного пункта по месту их жительства или в границах другого населенного пункта субъекта РФ (ч. 3 ст. 16 Закона N 185-ФЗ).
Особенности предоставления жилых помещений собственникам взамен изымаемых в аварийных домах, не включенных в региональную адресную программу переселения граждан, устанавливаются соглашением с уполномоченным органом. В указанном случае предоставление жилого помещения взамен изымаемого является по сути заменой денежного возмещения с доплатой той или иной стороной разницы между стоимостью предоставляемого жилого помещения и размером указанного возмещения (ч. 8 ст. 32 ЖК РФ; Письмо Минстроя России от 17.04.2022 N 15026-МЕ/06).

Вам может понравиться =>  Льготы Ветеранам Афганистана В Ленинградской Области

1.1. Условия предоставления жилых помещений взамен изымаемых, находящихся в частной собственности
Предоставление жилого помещения взамен изымаемого возможно, если жилые помещения принадлежат гражданам на праве собственности и жилой дом включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. В этом случае собственник жилого помещения вправе выбрать в качестве способа обеспечения его жилищных прав предоставление другого жилого помещения либо выплату возмещения за изымаемое помещение (п. 3 ст. 2, ст. ст. 16, 20.15 Закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ; п. 12 Обзора судебной практики, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.12.2022).
Если многоквартирный дом не включен в региональную адресную программу по переселению граждан, предоставление другого жилого помещения взамен изымаемого возможно только при наличии соответствующего соглашения между собственником и уполномоченным органом, а также при условии, что право собственности на изымаемое жилое помещение приобретено до признания дома в установленном порядке аварийным. Последнее условие не распространяется на приобретение права собственности в порядке наследования (ч. 8, 8.2 ст. 32 ЖК РФ; разд. II Обзора судебной практики, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2022).
Органы государственной власти субъекта РФ вправе устанавливать для собственников жилых помещений в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу, дополнительные меры поддержки по обеспечению жилыми помещениями, при условии что на дату признания дома таковым у них отсутствуют иные жилые помещения, пригодные для постоянного проживания, находящиеся в собственности либо занимаемые на условиях социального найма или по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования (ч. 8.1 ст. 32 ЖК РФ).

Собственникам помещений в аварийном доме предоставляются помещения взамен изымаемых, если дом включен в региональную адресную программу переселения граждан. Если дом не включен в указанную программу, жилые помещения могут предоставляться собственникам по инициативе уполномоченного органа. Также жилые помещения предоставляются нанимателям по договору социального найма.

1. Условия предоставления жилых помещений при сносе аварийных многоквартирных домов
Жилые помещения, расположенные в многоквартирном доме, который признан аварийным и подлежащим сносу, являются непригодными для проживания (ч. 4 ст. 15 ЖК РФ).
Если дом признан аварийным, принявший соответствующее решение орган государственной власти или местного самоуправления (далее — уполномоченный орган) издает распоряжение с указанием сроков отселения граждан (п. 49 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47).
Условия предоставления жилых помещений взамен изымаемых при сносе многоквартирных жилых домов зависят от того, в чьей собственности находятся изымаемые жилые помещения.

1.2. Условия предоставления жилых помещений взамен находящихся в государственной или муниципальной собственности
Если жилые помещения в аварийном многоквартирном доме находятся в государственной или муниципальной собственности и предоставлены гражданам по договорам социального найма, то таким гражданам предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма (ч. 1, 2 ст. 60, ст. 86 ЖК РФ).

Расселение аварийных домов: с какими сложностями сталкиваются жильцы

  1. Дома, непригодные для жизни, не всегда признают аварийными.
  2. Даже если в доме опасно жить, его могут не расселить.
  3. Вместо аналогичного жилья власти предлагают компенсацию.
  4. Дом не включен в региональную программу, и собственникам предлагают только денежную компенсацию — как правило, меньше стоимости предоставляемого жилья.
  5. Количество комнат в предоставленном и прежнем жилье не совпадает.
  6. Размер компенсации меньше положенной по закону.

Как решить. Если дом находится в плачевном состоянии, но аварийным его не признают, жильцы могут сами обратиться с заявлением в межведомственную комиссию при администрации города. К документу необходимо приложить фотографии, план с техническим паспортом и обосновать, почему дом следует признать аварийным. Обращение может быть как индивидуальным — от одного жильца, так и коллективным.

  1. межведомственная комиссия самостоятельно проведет обследование технического состояния МКД и признает дом аварийным;
  2. комиссия проведет обследование и не признает дом аварийным;
  3. комиссия потребует с жильцов провести обследование с привлечением специализированных организаций.

Как решить. Жильцы аварийных домов, недовольные сроками расселения, могут оспорить их, если докажут опасность проживания в доме. Для этого можно также провести независимую экспертизу и обратиться в межведомственную комиссию с заявлением о признании жилого помещения непригодным для проживания. В случае отказа — идти в суд.

Собственники же , дома которых не попали в региональную программу, при расселении могут рассчитывать только на денежную компенсацию и возмещение расходов на переезд. А если дом включен в программу, то собственник вправе выбирать между деньгами и равнозначным жильем.

На что имеют право жители аварийного дома

Собственникам жилых помещений в аварийном МКД направляется уведомление о принятом решении об изъятии принадлежащего ему жилого помещения, а также проект соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд в порядке и в сроки, установленные законом (ч. 4 ст. 32 ЖК РФ).

На основании полученного заключения комиссии о выявлении оснований для признания МКД аварийным органы местного самоуправления в течение 30 дней принимают решение о признании МКД аварийным и подлежащим сносу или реконструкции и издают распоряжение с указанием способов дальнейшего использования помещения и сроков отселения граждан.

Связано это, в том числе с тем, что на территории современной России значительная часть населения проживает в старых домах постройки XIX-нач. XX вв., а также в многоэтажках, которые возводились в послевоенный период времени ускоренными темпами с целью максимально быстро восстановить разрушенный жилой фонд.

  • отсутствие системы централизованной канализации и горячего водоснабжения в одно- и двухэтажном жилом доме;
  • отсутствие в жилом доме свыше 5-ти этажей лифта и мусоропровода, если этот жилой дом вследствие физического износа находится в ограниченно работоспособном состоянии и не подлежит капитальному ремонту и реконструкции;
  • несоответствие объемно-планировочного решения жилых помещений и их расположения минимальной площади комнат и вспомогательных помещений квартиры в эксплуатируемом жилом доме, спроектированном и построенном по ранее действующей нормативной документации, принятым в настоящее время объемно-планировочным решениям, если это решение удовлетворяет требованиям эргономики в части размещения необходимого набора предметов мебели и функционального оборудования (п. 41 Постановления № 47).

Таким образом, ветхое жилье характеризуется высокой степенью износа его конструкций без опасности их обрушения и соответственно, не представляет опасности для жизни, а аварийное жилье имеет деформации и повреждения несущих конструкций, так что проживание в данном жилом помещении опасно для жизни ввиду реальной возможности обрушения.

Согласно ч. 7 ст. 32 Жилищного кодекса РФ при определении размера возмещения за жилое помещение в него включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением местапроживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в ч. 6 ст. 32 Жилищного кодекса РФ соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.

Действующее законодательство не содержит понятия «ветхое жилье». Однако из общего смысла термина следует, что это жилье, которое вследствие физического износа полностью или частично утратило свои эксплуатационные свойства. При этом аварийным жилье признается на основании решения государственного органа или органа местного самоуправления, поэтому сама по себе ветхость жилья не влияет на права граждан.

Не исключены случаи предоставления гражданам квартир большей площади по сравнению с ранее занимаемыми, что вынуждает нанимателей осуществлять бремя содержания жилых помещений в повышенном размере. Указанный вариант не противоречит правилу о предоставлении равнозначного жилья, поскольку не ухудшает положение гражданина (п. 59 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ № 3 (2022), утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 14.11.2022).

Так, Нерюнгринский районный суд, отказывая в удовлетворении иска гр. К. о предоставлении ей другого жилья ввиду непригодности для проживания ныне занимаемого, исходил из того, что дом, в котором находится жилое помещение истца, хоть и признан аварийным и подлежащим сносу, физический износ составляет 82 %, однако он включен в муниципальную целевую программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда МО «Город Нерюнгри» PC (Я) на 2022-2022 годы», истец числится в списке граждан, подлежащих переселению в срок до 31.12.2022, в связи с чем основания для удовлетворения заявленных требований во внеочередном порядке отсутствуют. С названной правовой позицией согласился и Верховный суд РС (Я).

Вам может понравиться =>  Сколько Ошибок Допускается При Сдаче Теории В Гаи 2022 Будет Ли Закон Без Ошибок

Так, Верховным судом РС (Я) указано, что положения ст. ст. 86-89 Жилищного кодекса РФ о предоставлении гражданам жилого помещения по договору социального найма в связи с выселением из аварийного дома, не содержат требований к инфраструктуре жилого района (Обзор судебной практики Верховного суда РС (Я) по рассмотрению гражданских дел в апелляционном порядке за 1 полугодие 2022 года). Разрешая спор, суд апелляционной инстанции указал, что отказ ответчиков от переселения по мотиву отсутствия инфраструктуры и удаленности от школы не основан на законе, в связи с чем суд первой инстанции принял правильное решение об удовлетворении заявленных Окружной администрацией г. Якутска исковых требований, выселив ответчиков из жилого помещения, признанного аварийным и подлежащего сносу, в другое жилое помещение.

  • Оплата договора купли-продажи квартиры, комнаты, жилого дома;
  • Оплата по договору по ДДУ;
  • Оплата по договору подряда на строительство жилого дома;
  • Оплата первого взноса по договору жилищного кредита, % по кредиту (ипотека);
  • Оплата разницы по договору мены
  • Государство выкупает 1 квадратный метр по цене 83 963 руб.
  • Покупаем столько же, сколько было, но не менее 33,5 кв.м
  • Гражданин должен принять решение – до 01.05.2022
  • Осуществляет покупку квартиры на территории любого городского округа Московской области — в течение 6 месяцев
  1. Подача гражданином заявления в ОМСУ
  2. Подписание с гражданином соглашения о предоставлении субсидии (сертификата)
  3. Самостоятельный поиск гражданином жилого помещения
  4. Заключение договора на приобретение жилого помещения
  5. Перечисление субсидии по заключенному договору

Законом не определено понятие «ветхого жилья», однако оно активно используется на практике. Такие дома, в отличие от аварийных, юридически не представляют угрозу безопасности граждан, а значит, их не будут расселять. Хотя фактически проживание в них сопровождается трудностями.

Большинство людей стремится улучшить свои жилищные условия. Кто-то увеличивает жилплощадь, переезжая из однокомнатной квартиры в двухкомнатную, кто-то – оформляет ипотеку, чтобы сменить вторичку на комфортную новостройку. Однако для некоторых людей переезд является вопросом выживания, поскольку аварийное жилье представляет реальную угрозу жизни и здоровью человека.

  • в отношении домов из камней износ должен превышать 70%;
  • в отношении домов из дерева65%;
  • дом перестает удовлетворять изначальным эксплуатационным требованиям. В то же время несущие конструкции обеспечивают устойчивость здания.

При первом варианте собственнику выплачивается рыночная стоимость недвижимости, а если это квартира – еще и часть от рыночной стоимости общего имущества и земельного участка. Также правообладателю квартиры возмещаются все убытки, связанные с вынужденным переездом до момента приобретения новой жилплощади. Однако здесь нужно учитывать, что рыночная стоимость таких квартир невысока. Следовательно, компенсации может быть недостаточно для будущей покупки.

Начиная с 2013 года в России действуют федеральные и региональные программы переселения из опасной для жизни недвижимости. Текущая программа рассчитана до 2025 года и реализуется в рамках федерального проекта, направленного на сокращение непригодного для проживания жилфонда. По ней планируют расселять более полумиллиона россиян.

Права Граждан При Переселении Из Аварийного Жилья 2022 Год

В первоочередном порядке подлежат переселению граждане из многоквартирных домов, которые расположены на территории муниципального образования и год признания которых аварийными и подлежащими сносу или реконструкции предшествует годам признания аварийными и подлежащими сносу или реконструкции других многоквартирных домов, расположенных на территории этого муниципального образования, а также из многоквартирных домов при наличии угрозы их обрушения или при переселении граждан на основании вступившего в законную силу решения суда.

В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 21.07.2007 № 185 «О Фонде содействия реформированию ЖКХ» региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Оценка и обследование помещения в целях признания его непригодным для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях органом местного самоуправления (далее — комиссия), и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным требованиям.

Решение о признании жилого помещения непригодным для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу принимается на основании заключения комиссии органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.

Реализация мероприятий по защите жилищных прав таких граждан осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», согласно которому финансовую поддержку в переселении граждан из аварийного жилья субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям оказывает специально созданная государственная корпорация – Фонд содействия реформированию ЖКХ путем финансирования мероприятий соответствующих региональных адресных и муниципальных программ.

Был специальный пленум Верховного суда (N 14 от 2 июля 2009 года) по делам о применении Жилищного кодекса и по делам о выселении. Там было подчеркнуто главное положение, которое касается именно таких переселенцев из аварийного жилья, — жилье им предоставляют равнозначное по площади, и дают не в порядке улучшения их жилищных условий, а из соображений безопасности. У тех, кто стоит в очереди на улучшение жилищных условий, другие критерии предоставления жилья. И в случае переселенцев из бараков эти критерии для очередников во внимание не принимаются.

Но мало кто, кроме узкого круга чиновников и жильцов этих старых аварийных домов, знает, что процедуры переселения проходят не всегда гладко. Нередко встречаются ситуации, когда новые квартиры будущим новоселам по разным причинам не нравятся и граждане категорически отказываются переезжать. Итог — дом нельзя заселить, барак нельзя снести и весь процесс останавливается в лучшем случае на долгие месяцы. Вот тогда в дело включается суд, и переезд назначается вердиктом человека в мантии.

Вся проблема, с которой пришлось разбираться Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ, коротко выглядит следующим образом. Большинство жителей старых домов и ветхих бараков уверены, что они при переселении должны улучшить свои жилищные условия по полной программе . То есть квадратных метров должно быть больше, а условия лучше, чем те, что были. Но Верховный суд РФ разъяснил, что по закону самым главным критерием при расселении барака считается переезд на безопасную квартиру.

По разъяснению Верховного суда РФ в этой ситуации действуют следующие правовые нормы. Ответчица с дочерью жила в квартире в старом доме по договору социального найма и занимала помещение площадью 42 квадратных метра. Две комнаты в старой квартире были — изолированные.

«Новая квартира должна быть благоустроенной, не меньше старой и в том же населенном пункте»
Итак, власти Волгограда обратились в суд с иском к некой гражданке и ее дочери, жительницам города, и попросили переселить их в новую квартиру решением суда. Дом, в котором у женщины и ее взрослой дочери была квартира, шел на снос. Но новая же квартира переселенцам не понравилась — у них в старом доме были две изолированные комнаты, а в новом — те же две, но проходные. Хотя новое жилье было по квадратным метрам больше старого.

Судебная практика по делам указанной категории свидетельствует о том, что предоставление равноценного жилого помещения подразумевает предоставление жилого помещения равного и по размеру жилой площади, поскольку жилищные условия граждан, переселяемых из жилых домов, подлежащих сносу, не могут быть ухудшены, и именно размером жилой площади помещения определяются, в первую очередь, его потребительские свойства. Таким образом, предоставление нанимателю жилого помещения взамен ветхо-аварийного меньшей общей, жилой площади, неравноценного по количеству комнат является незаконным и может быть оспорено в судебном порядке.

Собственники жилых помещений, расположенных в ветхо-аварийном доме выселяются из ветхо-аварийного дома в соответствии с нормами статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ). А именно, при выселении собственников жилых помещений, жилое помещение подлежит изъятию путем его выкупа. Также по соглашению с собственником ему может быть предоставлено взамен изымаемого другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену.

Реальное обеспечение прав и свобод граждан правосудием (статья 18 Конституции Российской Федерации) предполагает обязанность судов при применении положений статьи 89 ЖК РФ, которая лишь в самом общем виде определяет критерии, которым должны отвечать вновь предоставляемые жилые помещения, исследовать и оценивать все потребительские свойства жилых помещений, предлагаемых для переселения граждан, и учитывать все обстоятельства, свидетельствующие о равнозначности предоставляемого конкретным лицам определенного жилого помещения,

Обращения граждан, поступивших по данному вопросу в прокуратуру, свидетельствуют о том, что при переселении из ветхо-аварийных домов права переселяемых граждан нередко нарушаются. При этом немногие граждане обращаются с жалобами в соответствующие органы, в том числе, в прокуратуру.

В Постановлении Пленума Верховного суда РФ от 02.06.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ» разъяснено, что суд не вправе обязать органы государственной власти или органы местного самоуправления обеспечить собственника изымаемого жилого помещения другим жилым помещением, поскольку из содержания статьи 32 ЖК РФ следует, что на орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии жилого помещения, возлагается обязанность лишь по выплате выкупной цены изымаемого жилого помещения.

Вопросы переселения из ветхого и аварийного жилья

Решение соответствующего федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, заключение, предусмотренное пунктом 47 Положения, могут быть обжалованы заинтересованными лицами в судебном порядке.

В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» в случае, если стоимость жилого помещения, передаваемого в собственность взамен изымаемого жилья, ниже выкупной цены изымаемого жилого помещения, то собственнику выплачивается разница между стоимостью прежнего и нового жилого помещения, а если стоимость предоставляемого жилого помещения выше выкупной цены изымаемого жилого помещения, то по соглашению сторон обязанность по оплате разницы между ними возлагается на собственника.

Вам может понравиться =>  Сколько получили губернаторских в москве в 2022 на второго

Порядок признания дома аварийным, помещения непригодным для проживания установлен ч. 4 ст. 15 Жилищного Кодекса Российский Федерации, Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства Российский Федерации от 28.01.2006 № 47

В соответствии со ст. 89, 55 Жилищного кодекса Российской Федерации, предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 — 88 Жилищного кодекса Российской Федерации, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.

В соответствии со ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Выкупная цена жилого помещения, сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником жилого помещения. Соглашение включает в себя обязательство Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемое жилое помещение.

На что имеют право жители аварийного дома

Наряду с понятием «аварийный дом» во многих региональных и муниципальных программах, судебных актах, а также в обиходной речи используется понятие «ветхое жильё». Между тем ни Жилищный кодекс РФ, ни Постановление № 47 его не упоминают и соответственно не дают его определения.

  • о выявлении оснований для признания многоквартирного дома (МКД) аварийным и подлежащим реконструкции;
  • о выявлении оснований для признания МКД аварийным и подлежащим сносу;
  • об отсутствии оснований для признания МКД аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Во втором случае, когда МКД включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, собственники жилых помещений вправе рассчитывать не только на выкуп изымаемого жилого помещения, но и на предоставление взамен другого жилого помещения.

В случаях, когда проживающий в квартире человек является социальным нанимателем, (т.е. квартира, в которой проживает гражданин, находится в собственности у государства), процесс переселения из аварийного дома или жилья, подлежащего сносу, происходит по упрощенной схеме: с ним заключается договор социального найма в отношении другого помещения.

В настоящее время достижение указанной цели запланировано в рамках национального проекта «Жилье и городская среда», который включает в себя, в том числе федеральный проект по расселению аварийного жилья «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда».

Сколько положено квадратов при расселении с ветхого жилья в 2022 году

  • помещение пригодно для проживания и соответствует установленным требованиям;
  • необходимо проведение капремонта;
  • необходимо проведение реконструкции или перепланировки;
  • жилье не соответствует установленным нормам и может быть признано непригодным для проживания;
  • дом признается аварийным и подлежащим сносу;
  • дом признается аварийным и подлежащим реконструкции.

Следует уточнить, что в расчете нуждаемости участвуют все лица, которые прописаны в помещении постоянно и временно. Но прописаться неограниченному количеству людей на одной жилплощади для целей признания семьи нуждающейся в улучшении условий жизни невозможно. Этого не позволят сделать уполномоченные органы. Чаще всего недостаточность квадратных метров возникает с появлением в семье детей, которые по закону должны быть прописаны вместе с матерью.

  1. Отсутствие развитой инфраструктуры в новом месте проживания. Семьи всегда выбирают квартиры, расположенные рядом с детскими садиками, школами, больницами и прочими важными учреждениями. Поэтому отдаленность данных организаций часто влечет отказ от переезда.
  2. Несоответствие параметров нового жилья старым размерам. Не все люди понимают, что площадь может быть общей и жилой. Чиновник нередко пользуются этим, в результате чего выдают гражданам более маленькие квартиры.
  3. Расположение жилья на высоком этаже. Строить многоэтажные дома для переселения органам местной власти намного выгоднее. Поэтому расселение из ветхого жилья чаще всего производиться именно в высотки. Но не всем людям хочется жить на высоком этаже. Особенно этот касается пожилых людей, молодых мам, инвалидов.
  • копии документов, которые подтверждают право собственности заявителя на данное помещение;
  • заключения специальной организации (в случае если дом требуется признать аварийным или подлежащим сносу);
  • заключения проектно-изыскательской организации о том, что несущие конструкции не соответствуют установленным требованиям.

Семьям москвичей, где имеются инвалиды с нарушениями костно-мышечной системы, жилье предоставляется в зданиях, построенных с соблюдением норм программы реабилитации. Закон, действующий на территории Санкт-Петербурга в отношении норм предоставления жилплощади, прописывает их менее подробно.

Жилые объекты предоставляются по договору социального найма в виде комнат или отдельных квартир из фонда социального жилья. Обязательным условием является соответствие площади предоставляемого жилья показателям нормы для семьи на момент принятия окончательного решения о переселении. Данный параметр не может быть меньше площади предыдущего жилого помещения.

  • помещение нуждается в капитальном ремонте;
  • жилье признается аварийным и подлежит сносу;
  • помещение пригодно для проживания;
  • жилье нуждается реконструкции или перепланировке;
  • дом признан аварийным;
  • помещение не соответствует установленным законодательством нормам, и поэтому для проживания непригодно.
  1. Осуществляется тщательная проверка приложенных документов и заявления.
  2. Определяется необходимость в предъявлении дополнительной документации.
  3. Устанавливается экспертный состав комиссии и оценивается ее работа.
  4. Составляется документ (акт) обследования жилого помещения и итоговое заключение.
  5. Выносится окончательное решение.

Переселение из ветхого жилья в период проведения реконструкции или ремонта.
В случае проведения реконструкции или капремонта необходимости переселения жильцов государственные органы будут обязаны предоставить им для проживания другое жилье. Жилые помещения на такие цели выделяются из маневренного жилого фонда. Граждане, не согласные на переселение, могут быть выселены принудительно по решению суда.

В соответствии с Жилищным кодексом РФ (ст.32) гражданин взамен предоставления равноценного жилого помещения может выбрать в качестве меры компенсации денежную выплату выкупной цены дома или квартиры. Такая цена подразумевает стоимость жилья на рынке и дополнительные затраты, которые понес собственник в процессе переселения, включая упущенную выгоду и оформление соответствующих документов на собственность.

  1. Переселяться в другое жилье в тех же населенных пунктах. Например, если сносимая квартира находится в городе, отправить в село человека не могут.
  2. Получить недвижимость большей площади, если состоят на учете в качестве нуждающихся.
  3. Получить выкупную стоимость сносимого жилья вместо новой квартиры.

Подать заявление о признании дома аварийным вправе собственник, ТСЖ, наниматель, госжилнадзор, Перед этим они нужно обратиться к независимому эксперту, который обследует жилье, установит все недостатки и отразит их в заключении. С 2022 года это делается обязательно. Потом оценка состояния жилья снова проводится, но уже с участием комиссии.

  1. Несоответствие санитарно-гигиенических требований, уровня радиационного фона, факторов источников вибрации, шума, электромагнитных полей.
  2. Разрушение, повреждение, деформация несущих конструкций, если есть опасность обрушения.
  3. Повреждение, разрушение дома в результате техногенной или иной аварии.

Примечание: вместо новой квартиры можно подать заявление о получении выкупной стоимости аварийного жилья. Она рассчитывается с учетом рыночных цен за вычетом реального износа. Такой способ не слишком выгоден, ведь в итоге собственник получит копейки, на которые нельзя купить другую недвижимость.

Представленные документы вместе с заключением рассматриваются администрацией в течение одного месяца. Если дом получил повреждения в результате ЧС, сроки сокращаются до 20 дней. Дополнительные сведения от других госорганов запрашиваются через систему межведомственного взаимодействия.

Приказ Минстроя России от N 817/пр

Уполномоченному органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации рекомендуется обеспечить проверку достоверности представленных органами местного самоуправления сведений об аварийном жилищном фонде путем проведения выборочной выездной проверки аварийных многоквартирных домов, сведения о которых представлены органами местного самоуправления, а также рекомендуется обеспечить проверку документов, на основании которых было принято решение о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

в графе 12 — планируемая дата окончания переселения граждан, не превышающая срок, установленный пунктом 9.10 части 1 статьи 14 и частью 11 статьи 16 Федерального закона для всех жилых зданий, включенных в перечень, за исключением жилых зданий, включенных в раздел «Перечень жилых зданий, подлежащих расселению в рамках проектов КРТ».

в графе 21 — планируемая стоимость жилых помещений, приобретаемых в рамках реализации программы переселения у застройщика в многоквартирных домах, строительство которых завершено, включая многоквартирные дома, строящиеся (создаваемые) с привлечением денежных средств граждан и (или) юридических лиц;

В целях координации деятельности и методического обеспечения подготовки субъектами Российской Федерации региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с требованиями части 2.3 статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 30, ст. 3799; 2022, N 52, ст. 7791) в рамках реализации полномочий, предусмотренных подпунктом 5.4.38 пункта 5 Положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 года N 1038 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 47, ст. 6117), и в связи с принятием Федерального закона от 30 декабря 2022 года N 494-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях обеспечения комплексного развития территорий» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2022, N 1, ст. 33), приказываю:

в графе 23 — расчетная сумма субсидии, предоставляемой за счет средств Фонда, на возмещение понесенных расходов на переселение граждан из аварийного жилищного фонда лицам, заключившим договоры о КРТ, либо на оплату понесенных расходов юридическому лицу, созданному субъектом Российской Федерации и обеспечивающему реализацию решения о КРТ.

Adblock
detector